"125 ЛЕТ узбекской фотографии" - под таким названием в марте в Центральном доме художника на Крымском Валу проходила ретроспективная выставка фотографий конца 70-х гг. XIX века - первой половины XX века. Мероприятие было организовано фондом "Форум культуры и искусства Узбекистана" при поддержке посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, Международной конфедерации союзов художников и Академии художеств Узбекистана.
Москвичей, избалованных всевозможными премьерами, на этот раз ожидало нечто, достойное удивления, - открытие богатейшего культурного пласта фотоискусства страны, ранее не относимого специалистами к фотоавангарду. До недавних пор нам было известно лишь несколько имен, связанных с узбекской фотографией того периода. Выставка проводилась в рамках презентации первого тома национальной антологии, отражающего период зарождения и становления узбекского фотоискусства (1879-1940 гг.). Второй том в основном охватывает период развития Ташкентской фотошколы второй половины XX века (1940-1991 гг.), а третий будет полностью посвящен истории страны в период независимости - с 1991 года.
Критики отмечают, что основным достоинством снимков того периода является возможность вглядеться скорее в глубину жизни, а не фиксировать ее суетность. "Чтобы уловить дыхание эпохи, - говорит председатель Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиев, - надо вглядеться в окна прошлого, открытые для нас фотографами. Благодаря этим окнам прошлое становится ближе, оно открывается полнотой и множеством деталей, которые никаким иным способом сохранить и представить невозможно".
Ритм жизни на Востоке удивительным образом совпал с медлительностью и вынужденной обстоятельностью фотографии того времени. Первыми фотографами в Узбекистане были европейцы, собственно говоря, и привозившие с собой фотоаппараты западноевропейского производства. Но вслед за ними проявляли всевозрастающий интерес к техническому новшеству и местные жители. Некоторые из них, преодолев робость к этому нововведению, осваивали профессию и становились владельцами первых фотоателье. Так, первым узбекским фотографом стал Худайберген Диванов, который, поехав в составе делегации хивинского хана в Санкт-Петербург в конце XIX века, привез оттуда неистребимую страсть к фотоискусству. Сегодня на родине Диванова, в Хиве, где до сих пор живут его потомки, открыт музей, и среди личных вещей фотографа хранится фотоаппаратура того времени.
- Относительная ослабленность канонов зрительского восприятия и их восточно-западное смешение, обусловив смешение художественных стилей и направлений, способствовали поразительно яркому и стремительному расцвету фотографии в Узбекистане, - отмечает один из авторов антологии фотограф и журналист Владимир Подпоренко. По его словам, детальное исследование обширнейшего массива фотоискусства Узбекистана, охватывающего пространство времени трех столетий, еще только предстоит. Оно таит в себе немало как информационных, так и художественных открытий.
Делясь впечатлениями о выставке, генеральный директор объединения "Фотоцентр", секретарь Союза журналистов России В. Никифоров отметил, что практически впервые за последние годы он получил от увиденного на фотовыставке истинное наслаждение. "Работы Диванова, Кильдюшева, Юсупова, Газеева и других отличаются высочайшим профессионализмом. Сегодня, имея даже самую современную фототехнику, не всякий фотограф, считающий себя большим мастером, сможет по своему уровню даже приблизиться к узбекским фотографам того времени. Я по-новому открываю для себя Узбекистан и в этой связи хотел бы выразить свою признательность фонду "Форум культуры и искусства Узбекистана", развивающему дух взаимопонимания и доверия между народами России и Узбекистана посредством диалога культур".
НАША СПРАВКА:
Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" был представлен россиянам в марте 2004 года. Идея создания фонда принадлежит дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой, которая также известна как автор и продюсер многих проектов этой некоммерческой общественной организации. В состав попечительского совета входят видные представители российской и узбекской интеллигенции: Сергей Капица, Елена Образцова, Владимир Джанибеков, Исмаил Джалилов и др.
Фонд был главным спонсором участия детских и молодежных коллективов Узбекистана в культурных мероприятиях за рубежом, включая Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии (Санкт-Петербург) и Международный фестиваль театров кукол стран СНГ (Краснодар). При непосредственном содействии фонда был образован Центр искусства и детского творчества в Самарканде.