Железные дороги - это сосуды, по которым текла кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. Во время войны они обеспечили 80% всего грузооборота.
ОДНИМ из самых сложных испытаний для железнодорожников стала эвакуация. Заводы и фабрики полностью разбирались, грузились в вагоны и отправлялись на Урал и в Сибирь. В кратчайшие сроки, с августа по октябрь 1941 г., было вывезено почти 500 крупнейших предприятий и научно-исследовательских институтов. Среди них такие, как "Фрезер", "Станколит", "Манометр", заводы им. Орджоникидзе и "Красный пролетарий". Чтобы вывезти один завод, требовалось около 7 тыс. вагонов.
В октябре 1941 г. линия фронта оказалась совсем близко к Москве - за 25-40 км. Тогда 16 октября ЦК партии принимает решение срочно эвакуировать правительство в Куйбышев (Самара). Вот как вспоминает об этом зам. народного комиссара путей сообщения Н. Дубровин: "Было около 14 часов. Один из залов Кремлевского дворца заполнили руководители наркоматов, центральных учреждений и ведомств. В зале тишина. И Молотов сказал, что положение на фронте под Москвой крайне напряженное, поэтому сегодня же до конца дня и в ночь необходимо вывезти из Москвы все наркоматы, учреждения и ведомства. Также было заявлено, что Москва врагу сдана не будет, но во избежание жертв основную часть населения Москвы необходимо эвакуировать".
Вагонов катастрофически не хватало. На железнодорожные пути были поставлены даже вагоны метрополитена. Однако все равно желающих эвакуироваться было больше. Людей стали сажать в грузовые вагоны, в которые вместо 36 человек набивалось по 80-100. "Случалось, что люди ехали на открытых платформах, - вспоминает о первых эшелонах, приходивших на Урал, секретарь Челябинского обкома Н. Патоличев. - Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Но иногда и этого не было". В ту ночь было вывезено около 150 тыс. чел. А за все время эвакуации Москву покинуло 2,5 млн. чел.
"Когда немцы подошли еще ближе, то на Казанском и Курском вокзалах были подготовлены два спецсостава для экстренного отъезда Сталина, - рассказывает директор Музея Московской железной дороги Александр Бочков. - Правда, ими так и не воспользовались". Увозили в том числе и продовольствие. Был случай, когда потребовалось срочно эвакуировать целый склад зерна, кинулись искать вагоны для перевозки сыпучих грузов, а их нет. Но железнодорожники не растерялись. Взяли нефтяные цистерны, почистили их паром от паровоза и подали на погрузку.
Гитлеровцы понимали, что по железным дорогам осуществляется эвакуация и снабжение фронта всем необходимым, и всеми силами пытались перерезать "артерии страны". Только на Московско-Рязанскую дорогу в конце 1941 г. было совершено 159 налетов и сброшено около 900 фугасных и тысячи зажигательных бомб.
Часто железнодорожники, как капитаны кораблей, последними покидали рубежи, сдаваемые врагу. Ведь нужно было успеть вывезти не только все ценное, но и забрать рельсы, которые потом использовались в тылу. Что не успевали забрать - взрывали. "Мы разбирали рельсы на станции Белев и грузили их в вагоны, пока фронт не приблизился, - вспоминает машинист Иван Ефимов, Герой Соцтруда. - Мой паровоз ушел последним. Только выехали, как нас стала обстреливать артиллерия и налетели три самолета, поливая градом пуль. Помощник и кочегар были убиты, меня ранило в ногу. Я остался один, но продолжал вести поезд..." Ефимов получил шесть ран, но состав к своим доставил.
В совокупности стоимость эвакуированного оборудования за первый год войны оказалась больше, чем страна потратила на все виды строительства за три довоенных года. Эта тяжелая работа большей частью легла на женские плечи. В то время личный состав железной дороги на 60% состоял из женщин, заменивших мужей и братьев, ушедших на фронт.
Как это было
МИХАИЛ АНАНЬЕВ, обладатель медали "За победу над Германией", в день 60-летия Победы ему присвоят звание почетного ветерана МЖД:
- МЫ эвакуировали авиационный завод под Балашихой. Немец нещадно бомбил территорию завода. Зажигательные бомбы сбрасывали с крыши руками и присыпали их на земле песком. Но на Урале, куда нас отправили, оказалось еще суровее - один котлован в чистом поле. А морозы до - 45 о. Однако немец прет! Самолеты делать надо! Завод возвели за пару месяцев. Работали по 12 часов в сутки без выходных, грелись возле паровоза.
ЛЕВ ПЕЧЕНКИН, ветеран МЖД, награжден орденом Славы:
- НА ФРОНТ я попал в 1943 году прямо на Курскую битву. Наши позиции обстреливались с самого рассвета. Небо было черным от гари и вздымаемой разрывами земли. А мы пошли в атаку прямо в лоб тоже наступающим немцам. Из восьми товарищей, с которыми прибыли на фронт несколько дней назад, в живых остался один я. Потом освобождали Белоруссию, где попали в окружение, но вырвались, затем Польшу. А кончилась для меня война на Эльбе.