В московском Доме кино проводятся встречи с кинозвездами. К сожалению, не все знают об этой возможности увидеть кумира своей молодости. Наш корреспондент записала то, о чем поведала своим поклонникам Тамара СЕМИНА.
ПРИВЕТСТВУЯ актрису, режиссер Валерий Лонской декламирует из собственных стихов, ей посвященных: "По-прежнему вздыхает зритель: "Катюшу Маслову хочу!" А Тамара Петровна в ответ читает свое: "Я целовалась с Михалковым, любовь к Никите не тая, спала с красавцем Куравлевым, Бернесу изменяла я, на пляже с Дуровым лежала, пила с Матвеевым вино, а от Никулина рожала... Как жаль, что это все - в кино". Семина, воплощение притягательной женственности, легендарная Катюша Маслова из "Воскресения" - неунывающая, открытая.
- Мне так повезло, я счастливая актриса! Играла с Василием Шукшиным ("Два Федора" - моя первая роль), с Евгением Матвеевым, Евгением Леоновым, Георгием Юматовым, Евгением Евстигнеевым. А награды... Вот с этим - обхохочешься! Сулили и Ленинскую, и Государственную премии, но они как-то... уплывали. Был у меня юбилей несколько лет назад, так орден "За заслуги перед Отечеством" и то не дошел тогда до меня. Вместо него только на днях дали... "Орден Почета". Я сказала актрисе Зине Славиной: "Мы так с тобой работаем, что награды за нами не поспевают!" А сколько сегодня получают наград "троечники", которые в кино не играют, а... фотографируются! Посмотришь, он и супер-, и мегазвезда, а что сделано-то в театре, в кино?
КАТЮШУ Маслову я вообще бесплатно сыграла. На 4-м курсе ВГИКа. Прихожу на пробу, вижу, сидят человек восемь "Катюш", все красавицы как на подбор. Но я уже тогда все на рожон лезла - села ногу на ногу, глазки туда-сюда строю! Режиссер Михаил Швейцер говорит жене Софье Милькиной: "Кто это? В ней что-то есть!" А Софья Абрамовна, хоть и горой за меня была, отвечает, на всякий случай: "Да не знаю, пришла какая-то". Он мне: "А ты курить-то умеешь?" Катюша же курит у Толстого. Я тогда купила "Дукат", принесла в общежитие, где жила, и давай курить учиться! Только и думаю, как бы двумя пальцами папироску удержать. Так на съемках и вышло - я с легкой "косинкой" в глазах, но это и нужно было по роли. А на самом деле я глаза все время скашивала, чтобы, куря, сигарету не уронить.
После Катюши Масловой мне предлагали только роли падших женщин. Я к Швейцеру: "Михаил Абрамович, вы меня породили, вы уж меня и убейте!" Тот отправил меня в Ленинград к Владимиру Венгерову, он снимал фильм "Порожний рейс" с Юматовым, Демьяненко. А у меня уже штампы - ножка, глазки. Юматов говорит: "Ты же комсомолка леспромхоза! Как ты смотришь на мужчин?" В советском кино кого было еще актрисе играть? Где работали молодые героини? На стройках, в леспромхозах. А интересно-то играть, когда бабенка и пара мужичков вокруг нее кружат! Вот сыграла я в "Вечном зове" Анфису, шалаву, а люди ее полюбили, потому что - живая.
В "Крепостной актрисе" съемки были - ежедневный праздник: снег, дворец, танцы, тройки! За мою героиню пела знаменитая Тамара Милашкина. Но я, никому не говоря, занималась дома, работала над дыханием, под запись училась петь. Милашкина потом меня хвалила.
ПОСЛЕ "Воскресения" и "Крепостной актрисы" я пришла на пробы к Иосифу Хейфицу на фильм "День счастья", одной из десятка претенденток. Предложили сыграть этюд - драматичный телефонный разговор. Ну, я и выдала - и смеялась, и рыдала, такого навытворяла! Но режиссер недоволен: я для роли Шуры, оказалось, молода и худа. Тогда ведь принято было: если героине 30, значит, солидная дама, а мне 25, и я такая тоненькая. Меня утвердили, но сделали всякие накладки, нашлепки на теле. Это всегда было моей проблемой. И для Катюши тоже надо было срочно поправляться, а мне 21 год, и я такая худая. Да и отъедаться-то не на что - в общежитии жила, на крошечную стипендию. Но конституция выручила: я когда хоть чуть поправлюсь - у меня первым делом щеки из-за ушей. Откармливало меня все общежитие, только и слышала: "Сема, ты ела?" Но летом все разъехались. Покупала батон хлеба, делила на кусочки и съедала его в день по частям, запивая водой из-под крана. Приезжаю на съемки перед второй серией, Швейцер в гневе. Решил, что я, как голливудская звезда, на диете сижу. А мне есть не на что. Софья Абрамовна дала 25 рублей: "Ешь!" "Только бы не похудеть!" - с таким девизом и снималась я в роли Катюши.
А когда снималась в фильме "А у нас была тишина" о войне, то в одну смену - кое-как по роли одета, зато в другую смену, вечером - в "Трактире на Пятницкой", в шелках и бархате! Как услышала, что это детектив, решила - да хоть табуретку сыграю! Мне надели паричок, шляпку, реснички приклеили, хоть женщиной себя почувствовала!
Я и сегодня "вкрапливаюсь" в кино, сериалы, но выбираю роли очень требовательно. Режиссеры говорят: "Тамарочка, украсьте наш сериал!" Ну я и стараюсь что-нибудь обязательно "выкинуть", чтобы вас поутешать, чтобы сказали: "Ну и молоток!"