К новому учебному году в столице откроется 13 новых общеобразовательных школ. Количество радует. А качество?
ПОКА школа новая, кажется, что в ней все сделано лучшим образом. Но уже через несколько лет становится очевидно, что строили здание спустя рукава. "Мы въехали в новые помещения в декабре 2003 г., - рассказывает Дмитрий Гесслер, директор школы N 2009 (Южное Бутово). - У нас сразу потекла в нескольких местах кровля. В столовой над посудомоечной машиной висят ошметки краски. Раковины в туалетах закреплены некачественно. Стадион во время дождя превращается в настоящий бассейн. Не работает пожарная сигнализация (!). Не подключено наружное освещение. Деревья, которые рабочие должны были посадить по смете, настолько тощие, что их не видно из-за травы. Значительная часть посадок вообще не принялась. Самая серьезная проблема заключается в том, что в новом здании стены "стреляют" - то есть от них в разных местах отваливаются куски, и вид получается такой, словно по ним пустили очередь из автомата (я знаю, что аналогичные проблемы со стенами есть у всех новостроек нашего округа). Так могло получиться из-за того, что с завода поставили бетон плохого качества. Но исправлять эти дефекты строители не спешат: школа стоит на гарантийном ремонте, все деньги за работы уже перечислены. Заставить подрядчиков делать хоть что-нибудь стоит огромных усилий! До начала учебного года осталось всего ничего, а в школе трудятся только три плиточника, два штукатура и один маляр. А работы хватило бы и куда большей бригаде! Мы надеемся, они хотя бы самые страшные дыры к 1 сентября успеют залатать".
"Нашу школу (см. фото) построили всего за 9 месяцев и сдали в конце июля 2003 г., - комментирует директор школы N 2010 Евгений Карпов (Люблино). - Во многих помещениях выступила желтизна на потолке, вероятно, из-за плохого качества бетона. Эти дефекты строители исправили. Но с испорченным линолеумом, который практически во всех коридорах пошел пузырями и морщинками, они ничего не делают, хотя мы жаловались неоднократно. В таком виде школе придется встретить новый учебный год. Правильно построить образовательный процесс в новостройке очень непросто: нужно формировать контингент учащихся, коллектив учителей, решать непосредственно педагогические вопросы. Но огромное количество сил и времени отнимает решение хозяйственных вопросов".
Такая же ситуация практически во всех недавних новостройках. "Недоделанность" - удел школ, которые будут сдаваться и в этом году. Почему же новостройки обязательно нужно строить в авральном режиме и принимать в последний момент? Разве нельзя начать возводить школу пораньше? Строители хорошо понимают, что главное - хоть как-нибудь доделать школу к Дню знаний. Ее примут в любом случае, потому что 1 сентября здесь уже ждут учеников. А дальше - хоть трава не расти.
Состояние новостроек покажется идеальным по сравнению с тем, в каком виде встречают 1 сентября старые школы. Финансирование распределяется между образовательными учреждениями неравномерно. Новостройки купаются в роскоши: здесь обычно есть несколько компьютерных классов, специально оборудованные кабинеты для занятий физикой, биологией, астрономией, ОБЖ, многочисленные ксероксы, сканеры, камеры, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, видеопроекторы, более 10 автоматизированных мест работы учителя (то есть преподавательский стол оснащен компьютером и устройством для передачи изображения с монитора на доску). Везде новые парты, шикарная мебель, цветы. Старые школы об этом великолепии могут только мечтать.
В ШКОЛЕ N 402 (ул. Косинская), построенной 31 год назад, ремонта ждут несколько кабинетов. Уже который год администрация просит выделить средства. Но в этом году денег уже не будет, поэтому придется заниматься в старых классах. Отремонтировать нужно и тир, и кровлю спортивного зала. Но все это нереально: денег нет даже на то, чтобы повесить дверь на каждую кабинку в туалете. На недостаток оборудования пожаловались в школах N 143 (ул. Живописная) и N 658 (ул. Каховка). В первой из них, например, только четыре автоматизированных места работы учителя, во второй - ни одного! В 143-й в учебном кабинете стоит только один ксерокс, в 658-й их всего два. Ни о каком "последнем слове техники", о современном оснащении говорить не приходится.
"Если бы родители не вкладывали деньги в ремонт образовательных учреждений, в них вообще нельзя было бы учиться, - считает Ирина К., мама учащегося школы N 933 (ул. Медынская). - Я знаю, что наша школа не раз просила, чтобы были выделены средства. Но всякий раз получали отказ. Так что деньги, на которые в кабинетах перекрывают полы, ставят новые окна, вешают жалюзи, покупают оборудование, через фонд "Просвещение" перечисляют родители. Если отказываешься платить или нет денег, другие родители на тебя косо смотрят. Получается настоящая гонка финансовых возможностей! Но самое дурное в этой ситуации то, что денег все равно хватает только на косметический ремонт, а серьезные недоделки остаются".
Школы в столице негласно разделились на образовательные учреждения первого и второго сорта. Есть шикарно оснащенные новостройки, гимназии и лицеи, которые обильно пожирают не только городское, но и родительское финансирование (естественно, богатые родители отдают своих детей в хорошие школы). А есть учреждения попроще. Тут и здание построено давно (следовательно, нуждается в капремонте), и родители не олигархи. А городу вкладывать деньги в такие школы нет никакого резона (в этом признаются, кстати, и сами директора). До уровня новостройки типовую "коробку" все равно не довести, а мелкие проблемы лучше не замечать - с ними много возни. Поэтому в новостройках бесполезные кожаные диваны, а в старых школах - ломаные парты... Только дети что в перво-, что во второсортных школах одинаковые. И все они имеют равное право на качественное образование.