Примерное время чтения: 5 минут
102

Дети мигрантов

Комментируя кадры парижской хроники, столичные власти нас успокаивают: да, мигрантов в Москве много, но они другие. И как-то совсем забывают, что погромы в Европе устраивали ДЕТИ МИГРАНТОВ. А они везде одинаковые. Где гарантия, что московские не возьмут в руки "коктейль Молотова"?

Красивое слово - "толерантность"

ЕЩЕ 15 лет назад, столкнувшись с проблемой миграции, столичные власти начали работать с детьми приезжих: создавать так называемые школы с элементами этнокультурного образования. В них кроме основных занятий на русском языке проходят уроки, посвященные изучению какой-либо национальной культуры. Сегодня в Москве таких школ 81. При этом в половине из них изучается русская культура. Понятно, что особой популярностью пользуются школы с азербайджанским, грузинским и армянским компонентами. Ведь именно мигрантов этих национальностей больше всего в столице. (Правда, для поддержания баланса есть и школы с "экзотическими" компонентами: с китайским - N 1948, индийским - N 19, татарским - N 1186, литовским - N 1247, корейским - N 1086.)

Но со временем поток миграции не только не уменьшился, но и увеличился. К легальным прибавились нелегальные. Что, естественно, привело к росту количества "приезжих" детей. Сегодня каждый 7-й ребенок в Москве рожден от женщины-мигрантки. Мест в этношколах стало не хватать. Сначала из обычной школы в азербайджанскую превратилась N 157 (в учреждении не хватало детей, но когда ввели азербайджанский этнокультурный компонент, проблема была решена). Этим летом скандал разразился вокруг школы N 223, которая изначально тоже была обычная, а потом стала с грузинским этнокультурным компонентом. На примере школы N 223 видно, что взрывы нетерпимости может вызывать любое скопление в одном месте представителей одной национальности!

Поликультурность, а не интернационализм

"СОЗДАНИЕ школ с этнокультурным компонентом - не единственный путь, - комментирует Наталья Ваганова, главный специалист Департамента образования. - Способность понимать и уважать другую культуру и относиться к ней терпимо нужно сформировать у каждого школьника. При этом ученик должен иметь и собственное национальное самосознание. Речь идет о поликультурности, а не о советском интернационализме, который в основном заключался в том, чтобы по праздникам танцевать в национальных костюмах. Дети приезжих должны учиться вместе с московскими школьниками только в смешанных классах. Если мигранты хотят, чтобы их дети не забывали свою культуру, они могут после занятий ходить в центры дополнительного образования, которые сформированы на базе некоторых школ, домов творчества и культуры".

Подход, несомненно, правильный. Но на практике он встречает множество препятствий. Прежде всего сами мигранты хотят, чтобы их дети учились вместе с детьми той же национальности. Они предпочитают жить компактно и вполне могут в дальнейшем создать в столице мононациональные районы. Родители настолько упорствуют в своих желаниях, что в некоторых школах в обход всех распоряжений классы формируют по национальному признаку. Но, если даже в классах учатся дети - представители разных культур, возникает другая педагогическая проблема. Например, 5 учеников из 20 в одном классе не понимают по-русски. В результате педагог вынужден повторять сложные вещи простыми словами, объяснять элементарные понятия. Такое обучение низкоэффективно и для детей приезжих, и для остальных школьников. В странах Европы и взрослые мигранты, и их дети проходят языковую подготовку, чтобы потом нормально учиться и работать. В группах вместе должны заниматься приезжие из разных стран, чтобы языком межкультурного общения для них стал русский. Таким образом решится языковая проблема, а это уже немало. В московских школах есть группы по изучению русского как иностранного. Их создается больше, но все равно пока недостаточно...

И еще. В одном из педагогических институтов столицы проводилось анкетирование. У будущих учителей спрашивали, как они относятся к приезжим - носителям иной культуры. Более половины из них высказали резко отрицательное отношение к мигрантам. Как они будут вести уроки у детей мигрантов и смогут ли научить ребят-москвичей толерантности?..

НАША СПРАВКА. По данным Департамента образования, сегодня в столичных школах и детсадах обучаются более 6 тыс. детей азербайджанцев, 5,7 тыс. армян, более 2 тыс. грузин и еще 10 тыс. детей 41 "нерусской" национальности.

В СОВЕТСКОЕ время тоже работала программа воспитания у подрастающего поколения терпимости по отношению к представителям других национальностей, и официально национальных проблем у нас не существовало. Потому что о них предпочитали не говорить, убеждая мир и в первую очередь себя, что все в порядке.

Сегодняшняя Европа тоже долго молчала, убеждая мир и себя, что приезжие - такие же граждане, как и коренное население. Только вот дети мигрантов об этом не слышали. Они громко заявили о себе и о том, что хотят переделать правила игры. А как поведут себя такие же подростки в Москве? Вы уверены, что знаете?

Елена НАЙДЕНОВА, зав. лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации кафедры международного образования Московского института открытого образования:

- В СТОЛИЧНЫХ школах сейчас появляются ребята, которые приезжают на 3-4 месяца, потом вместе с родителями уезжают обратно в свою страну. В таком случае обучение ребенка в общеобразовательной школе затруднительно. За короткий срок ему тяжело адаптироваться, он мало чему научится. Детям, приезжающим в Москву ненадолго, целесообразно было бы, на мой взгляд, учиться в школах при посольствах. Это было бы правильно и с финансовой точки зрения: сегодня за обучение детей приезжих платит не их страна, не фирма, пригласившая родителей ребенка работать в Москву, а столичный бюджет. Хотя на обучение мигрантов заложены деньги в бюджете их страны! При известном недофинансировании в образовании это превращается в серьезную проблему.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно