Примерное время чтения: 4 минуты
106

ИлЛЮСТРАция к потолку

Как меняются вкусы москвичей, можно узнать, походив по вечерним улицам, когда в окнах зажигается свет.

В СОВЕТСКИЕ времена это были одинаковые трехрожковые светильники, пирамидки с висюльками или пластмассовые абажуры. Сейчас предпочитают лампочки по всему потолку. А раньше в окнах сияли бронза и позолота!

К концу XVIII в. в Москве наладили собственное производство каркасов для люстр, правда, искусственный хрусталь ввозили из-за границы. Люстры создавались по проектам лучших архитекторов в мастерских И. Цеха, О. Бойера, И. Фишера и др. И хотя любой образец делался штучно, под заказ, без работы не простаивали. Ведь в каждом особняке обязательно имелась парадная зала, которую нужно было соответственно освещать. Стоило подобное удовольствие дорого. Например, бронзовое с позолотой украшение на 130 свечей с подъемным механизмом обходилось не меньше 5 тыс. руб. Для сравнения: вот объявление в московской газете за 1800 г.: "Продается крепостная 30 лет доброго поведения девка, умеющая делать сыр и чухонское масло, 120 руб.". Значит, на одну люстру "шло" 40 девок.

Увидеть шедевры прошлого можно в столице и сегодня. Безусловным патриархом в этом ряду считается люстра Большого театра. Первый ее вариант, выполненный по проекту Альберта Кавоса в 1850 г., появился вместе с самим театром. Она была хрустальной, трехъярусной, с масляными светильниками. Под куполом имелось специальное отверстие, куда этот шедевр поднимали, чтобы в светильниках заменить масло. Через 10 лет установили другой образец - с газовыми рожками, его подарила мэрия Парижа. А еще спустя несколько лет Большой перешел на электрическое освещение, и люстру вновь переделывали (см. фото 1). Зрителям, приходящим в театр сегодня, она кажется маленькой. Но представьте, насколько непросто было каждый вечер зажигать несколько сот свечей на каркасе весом в 15 тонн и диаметром 6 м! И вы поймете, как обрадовались работники театра электричеству.

Еще одна красавица украшает зал торжеств в Московском институте инженеров транспорта на ул. Образцова (см. фото 2). "Когда задумали капитальный ремонт зала, - рассказывает заведующая вузовским музеем Анна Николаенко, - решили восстановить и люстру. Помогла фотография из фондов ориентировочно 1913 г., по ней и работали. К сожалению, не могу точно назвать автора бронзового шедевра, но знаю, что зал торжеств проектировал известный питерский архитектор Киттер. Возможно, и к люстре он имеет отношение. Она, как и все помещение, была создана в стиле русского модерна. И, с одной стороны, отвечала этим веяниям. Но с другой, как многие считали, - выбивалась из стиля. Потому что помимо привычного хрусталя на ней установили небольшие плафоны". Также по сохранившимся чертежам удалось восстановить люстру первого этажа в храме Христа Спасителя (см. фото 3). Правда, по словам проектировщиков, некоторые детали все же пришлось додумывать самим. Но в целом нынешний образец практически полностью повторяет тот, что находился в храме до его разрушения.

Сейчас идет реставрация уникального памятника истории - дворца князя Юсупова в Большом Харитоньевском переулке. И под расписным потолком Тронного зала уже установили обновленную люстру (см. фото 4). Хотя правильнее назвать этот шедевр композицией из 5 люстр: одну большую в центре окружают 4 поменьше. Центральная располагалась когда-то на цепной подвеске, чтобы ее можно было спускать. К остальным подставляли стремянки, благо расположены они ниже основной. Появились эти люстры во дворце во второй половине XIX века, а изначально освещение, как и везде, было свечным.

А самой необычной можно считать люстру с тремя ярусами рожков, установленную в Овальном зале дворца усадьбы Архангельское (см. фото 5). Не поверите, но она сделана из... папье-маше и гипса под бронзу, на проволочном каркасе (так часто делали в начале XIX в.). По ободу расположены 132 свечи, а отличить ее от "настоящей" сможет далеко не каждый.

Вот так украшали свой быт наши предки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно