Жидкий бинт
ЛАЗЕРНЫЙ скальпель "Лазурит" разработали в лаборатории Георгия Кочиева в Институте общей физики РАН. Его можно применять при проведении литотрипсии - операции дробления камней при мочекаменной болезни (и уже применяют в ряде московских клиник). Излучение этого лазера не поглощается мягкими тканями: если дрогнет рука хирурга и скальпель соскочит с камня, прободения стенки органа не будет.
ЛЕЧИТЬ во время движения - основной принцип мионейростимуляции - метода восстановления ходьбы после тяжелых травм и операций, разработанного в ЦКБ РАН в "Узком". Электросигналы, поступающие к мышцам через специальные датчики, замещают команды мозга и помогают мышцам работать. Какие-то надо стимулировать на сокращение, какие-то расслабить. Какие - каждый раз решает врач. Шагают пациенты пока по "бегущей дорожке", поскольку все датчики подсоединены к стационарному источнику питания. В перспективе задумана разработка переносного блока питания. Тогда можно будет лечиться, разгуливая по лесу.
В ЛАБОРАТОРИИ Александра Зеленского в Институте синтетических полимерных материалов РАН успехом закончились работы с хитином, естественным полимером, полученным из панциря крабов. Удалось соединить это вещество с искусственным полимером - поливиниловым спиртом - и получить уникальное соединение - хитозан. На вид это прозрачная пленка, достаточно твердая (из панциря же!), растворимая в воде. Эти качества открыли широкую перспективу применения нового полимера в медицинских целях: например, полученное вещество, насытив лекарством, можно наносить на ожоги и раны - хитозан гигроскопичен, поэтому легко впитывает влагу, позволяя коже "дышать". Так что, возможно, бинтовые повязки скоро уйдут в прошлое.
Мобильники и дети
МЕДИКИ не советуют детям до 16 лет пользоваться сотовым телефоном без крайней необходимости. Доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Института биофизики Юрий Григорьев напоминает, что дети и подростки особенно чувствительны к электромагнитным излучениям. Для них долгие разговоры по мобильнику могут болезненно аукнуться в зрелые годы. Григорьев утверждает, что даже короткий телефонный разговор часто влияет на деятельность головного мозга: участники экспериментов тратят больше времени на выполнение тестовых заданий, некоторые жалуются на головную боль и рассеянность. При интенсивном пользовании сотовой связью голова болит регулярно, причем после пяти минут разговора боль усиливается.