Примерное время чтения: 5 минут
66

Не БОЛТай!

Учительница школы, что находится в Кузьминках, на уроке ударила ученика металлическим болтом от стула по голове, другого - по рукам. Одиннадцатиклассники обратились в медучреждение за помощью.

РОДИТЕЛИ школьников пошли в милицию. Против учительницы химии возбудили уголовное дело, на прошлой неделе его передали в суд. Конфликт исчерпан? На самом деле этот случай - не единственный. Физическому и психологическому насилию со стороны учителей ежедневно подвергаются многие московские школьники. Но боятся об этом сказать...

Инцидент выгодно замять

В ДРУГОЙ московской школе работал неуравновешенный преподаватель физики, который постоянно бил детей линейкой по рукам. Этот факт был всем известен, но формального повода уволить учителя не находилось, потому что дети боялись против него свидетельствовать. Чашу терпения директора переполнил инцидент, когда физик выхватил у не выучившей урок девочки тетрадь объёмом 60 листов, порвал её пополам (!) и швырнул в ребёнка. Преподавателя уволили. Ни извинений, ни компенсаций пострадавшие дети не получили.

Проблема рукоприкладства, как правило, скрыта, потому что школа - замкнутая система. Дети боятся, что учителя поставят им плохие оценки, если они пожалуются на поведение педагога. Родители, если ученик решится рассказать им о случившемся, тоже, скорее всего, предпочтут молчание: после скандала ребёнка придётся переводить в другую школу. Замять инцидент выгодно и педколлективу. Особенно страшно то, что тычки и удары могут доставаться малышам первого-второго классов. Комплексы, полученные в 6-7 лет, остаются у детей на всю жизнь. А у тех ребят, которых учитель-мучитель не трогал, но они видели его жестокость, развивается нездоровая тяга к насилию.

Некоторые учителя опасны

"ЧП, обилие работы, реформа образования, в рамках которой усиливается контроль за педагогом, - все эти и другие факторы ставят учителей в сложную психологическую ситуацию, - комментирует Екатерина Бурмистрова, начальник Центра экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета. - Cтресс испытывают и ученики, и учителя, потому что на них обрушивается поток информации, которую необходимо проанализировать и усвоить. Стресс - естественная реакция, заставляющая человека находиться в тонусе. Главное, чтобы за напряжением следовал отдых. Но часто времени на восстановление сил нет". У педагогов невысокая зарплата: они набирают несколько ставок, трудятся сразу в двух школах. В летние каникулы, вместо того чтобы отдыхать, подрабатывают.

"Систематический стресс без отдыха приведёт сначала к эмоциональному (профессиональному) выгоранию, - продолжает Екатерина Бурмистрова. - В этом состоянии человек сильно раздражён, не может себя контролировать и адекватно общаться с другими людьми. Признаки эмоционального выгорания на сегодняшний день имеют более 50% всех столичных педагогов. Если учитель продолжает работать так же напряженно, это неизбежно приводит к неврозу". Сегодня никто не может гарантировать, что в школах работают здоровые учителя. Никакого контроля за их состоянием не ведётся. Более того, неадекватными могут быть и выпускники педвузов, которые приходят работать в школы. В институтах и университетах при поступлении требуют только медсправку, которую по сходной цене можно купить в метро. Принудительное же психиатрическое освидетельствование может проводиться только по решению суда. Соответственно, никаких комиссий в московской системе образования, выясняющих, опасен ли педагог, нет. Если в советское время психологическая подготовка педагога к образовательной деятельности была обязательной, то теперь во многих вузах эти занятия превратились в дополнительные курсы.

Государство обязано защитить детей от неадекватных педагогов. Прежде всего необходимо ограничить занятость учителей, если они не могут сделать этого сами. В столице регламентировано количество ставок, которые может взять врач. Но учителя в жизни детей играют не менее важную роль, чем доктора! В каждой московской школе уже созданы психологические кабинеты - почему бы не приглашать туда не только учеников, но и учителей?


Денис ЛАМКОВ, юрист Центра социальной защиты населения г. Москвы:

- НЕОБХОДИМО, чтобы каждый случай жестокого обращения с детьми был обнародован. Проблему ни в коем случае нельзя замалчивать. В армии тоже пытались скрыть издевательства и побои. И чем это закончилось? Родители должны проявить активную гражданскую позицию и, если им становятся известны противоправные действия педагога, писать жалобу директору, обращаться в милицию, проводить медицинскую экспертизу, доводить дело до суда. Поддержкой ребёнка в этом деле должна стать родительская общественность - попечительские и управляющие советы, комитеты. Они не должны только собирать деньги на цветы! Нужно отказаться от вредной в подобных ситуациях русской традиции "не выносить сор из избы".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно