Примерное время чтения: 7 минут
135

Мы должны остановить юных самоубийц!

По данным психологов, 85% школьников хоть раз задумывались о самоубийстве.

Средняя зарплата школьного психолога в Москве - всего 1800 руб.

В городе НЕТ единого телефона доверия для подростков.

ИЗ СВОДОК ГУВД за последний месяц:

...На окраине Москвы из окна выбросился 10-летний мальчик. Причина самоубийства не установлена.

...Под окнами высотного дома обнаружены трупы двух девочек - 13 и 14 лет. Причина самоубийства не установлена.

...С 12-го этажа сбросился вниз 12-летний подросток. Причина самоубийства - ссора с родителями.

Кто виноват в том, что наши дети добровольно уходят из жизни? Войны нет, эпидемии тоже. А они прыгают с высоток, вскрывают вены, пьют снотворное. Причины, с нашей, взрослой, точки зрения, часто не стоят выеденного яйца. Но для них это превращается в вопрос жизни и смерти.

Школьный психолог - роскошь?

КАЗАЛОСЬ БЫ, предупредить детей и родителей о надвигающейся катастрофе призваны школьные психологи. Они сегодня появились в учебных заведениях Москвы. Но даже в Комитете образования нам не смогли назвать конкретную цифру: сколько же этих специалистов. По одной причине. Профессия эта не стала престижной и уважаемой - зарплата не поднимается выше 1800 руб. А значит, не вошла в число жизненно необходимых. Стандартная ситуация - у психолога даже нет своего кабинета. Ученики не знают его в лицо, соответственно, и в голову не придет обратиться за помощью. Зачастую психолог воспринимается как учитель, с которым нельзя быть откровенным.

Кроме того, и столичные родители, и школьники страдают полной "психологической безграмотностью". Они часто не знают, как вести себя с психологом, как и когда обращаться к нему за помощью. Елена В. после окончания института устроилась школьным психологом: "Работать в школе непросто, особенно из-за учителей и родителей. Неуравновешенность, легкая внушаемость, агрессивное поведение, неспособность адекватно оценивать свои действия, мысли о самоубийстве - все это результат школьной муштры и воспитания. По своей воле ко мне придет один-два ребенка, но помощь нужна половине учеников. А родителям - так всем. Некоторые взрослые спокойно беседуют со мной, признавая проблемы в общении с родным чадом, но большинство оскорбляется, что я лезу "не в свое дело". А потом еще и ребенку допрос устраивают: что ты там про меня наговорил?"

Николай Р. выдержал в школе полгода: "Я ушел из-за учителей. Любой мой совет они встречали в штыки. Мол, сопляк еще, чтобы нас, опытных педагогов, учить. Недавно узнал, что мою ставку взяла учительница химии, окончив за несколько месяцев какие-то курсы по психологии. Да ей в женской колонии надо работать, а не в психологию лезть. Для нее ребенок - неуправляемый недоумок, на которого можно только кричать".

Школьных психологов готовит немного столичных вузов. Например, МГППИ (Московский городской психолого-педагогический институт). При институте работают лекторий для родителей, психологическая консультация. По словам проректора по учебной работе Елены Смирновой, в МГППИ уже создана столь нужная городу экстренная служба психологической помощи детям, но телефонный номер у нее добавочный: "Дело не в деньгах, Комитет образования финансирует эту службу. Проблема с номером. Дозваниваться через телефоны института - дело долгое, номер должен быть прямой". ПРОБЛЕМА С НОМЕРОМ?! Когда на карту поставлены жизни детей? Стыдно даже об этом говорить...

Помощь должна быть навязчивой

СПРАВЕДЛИВОСТИ ради заметим, что проблема детских самоубийств физиологически возрастная, а значит, и интернациональная. Но количество служб экстренной помощи, например, в любом крупном городе США в 10 (!) раз больше, чем в Москве. Там круглосуточно работают кризисные центры, выделены десятки бесплатных "горячих линий" специально для детей и подростков, созданы группы поддержки, разработано множество школьных программ, есть специальные сайты в Интернете. В Швеции и Бельгии контактные телефоны бесплатных психологических служб размещены на телефонных автоматах, тетрадках, на обороте комиксов, в мультиках и передачах для подростков. А в Москве вы их не найдете не то что в школе на доске объявлений, а даже в телефонном справочнике они могут быть устаревшими. Вот догадались столичные издатели украсить обложки тетрадок физиономиями поп-звезд. А почему не номерами телефонов служб доверия? Одно время вагоны метро были навязчиво обклеены листовками против абортов, хочешь не хочешь, а увидишь. А почему бы точно так же и точно там же не размещать номера телефонов доверия?

Центр помощи подросткам должен работать в каждом районе круглосуточно. Навязчивая мысль может родиться в детской голове в любое время суток, да и не будет разговаривать подросток по телефону с психологом, если рядом кто-то есть из взрослых.

Жаль, что городские власти устранились от решения этой проблемы. Да, и на сытом Западе дети часто подходят к последней черте, но там гораздо больше возможностей их остановить, чем у нас. А это - НЕСПРАВЕДЛИВО.

Количество подростков, кончающих жизнь самоубийством, во всем мире постоянно увеличивается. В США число юных самоубийц выросло за последние 30 лет на 250%. Во Франции за последнее десятилетие - на 300%.

На 2 убийства в США приходится 3 суицида. На 1 самоубийство - от 50 до 100 попыток покончить с собой. Каждые два часа семь минут американский подросток сводит счеты с жизнью. Самоубийство - третья по распространенности в США причина смерти среди возрастной группы 15-24 года и четвертая - среди детей 10-14 лет.

В России ежегодно добровольно уходят из жизни более 2,5 тыс. детей и подростков до 19 лет, но это смерти, зарегистрированные как самоубийство. Как "смерть в результате несчастного случая" оформлено случаев в несколько раз больше.

В 2001 г. в Москве покончили жизнь самоубийством 49 подростков.

Мотивы суицида - 3/4 всех попыток самоубийств связаны с проблемами в семье, две другие злободневные причины - конфликт в школе и в личных отношениях.

Елена ВРОНО, детский психиатр, Исследовательский центр семьи и детства:

- НА ЧТО должен обратить внимание родитель? В поведении подростка произошли резкие перемены (тихий, аккуратный и вежливый мальчик превращается в хамоватого и взвинченного, компанейский и открытый становится зажатым, постоянно говорит, что ему скучно и неинтересно, ведет разговоры о суициде). Если сын или дочь стали оставлять на видном месте свой личный дневник, письма, бумаги, которые раньше ревниво оберегались и прятались подальше, это может означать, что у него серьезные проблемы. Сам рассказать о них подросток не может из страха или стыда, но он надеется, что вы прочитаете эти записи и поможете ему.

Когда на прием приходят подросток и его родители (чаще всего уже после попытки суицида), помощь нужна всей семье. Подростку надо помочь преодолеть проблемы, взрослым - решить, как семья будет существовать дальше после случившегося. Для окружающих попытка самоубийства - всегда шок, особенно если речь идет о подростке. К сожалению, отечественная служба психологической и психиатрической помощи подросткам несовершенна и бедна. Нет инфраструктуры, достаточного количества квалифицированных специалистов. В странах с высоким уровнем самоубийств, как в России, как правило, система служб психологической помощи охватывает все население.

Эти телефоны должны быть у каждого подростка

1. Психолого-медико-социальные центры по округам (время работы - будни, 10.00 - 18.00). ЦАО - 265-01-18 (ул. Нижняя Красносельская, 45). Помощь детям, испытывающим домашнее насилие со стороны родителей. САО - 152-02-51, 495-51-43 (ул. Часовая, 5а). Помощь для детей раннего возраста в игровой форме, для детей после 7 лет - консультации. СВАО - 104-04-76, 104-17-29 (ул. Римского-Корсакова, 10). ЮВАО - 175-34-71, 175-92-56 (Есенинский бул., 9, к. 2). ЮАО - 113-18-36 (Нахимовский пр-т., 2). ЮЗАО - 132-00-03 (Ленинский пр-т., 89а).ЗАО - 413-11-15 (Осенний бул., 16, корп. 6). СЗАО - 498-69-57 (ул. Исаковского, 4/1). Зеленоград - 538-50-20, 538-50-22 (Зеленоград, корп. 45).

2. Отдел экстренной психологической помощи МГППИ - 923-13-69 (доб. 1056).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно