Дети с задержкой психического развития - вовсе не потерянные. Только нужно вовремя начать бороться за них, как это делают в Глуховской школе-интернате N 2.
ЕЩЁ в начале 80-х гг. Галина Лукашина, директор интерната для детей из малообеспеченных семей, обратила внимание, что многие ребята, особенно из неблагополучных семей, часто ошибочно попадают в так называемый "восьмой вид" (олигофрения, умственная отсталость и т. д.), становясь воспитанниками коррекционной школы, где их обучат несложным трудовым навыкам. Если же таким детям вовремя оказать помощь, слегка адаптировать стандартную школьную программу, они вполне могут вырасти людьми, не потерянными для общества. Поэтому предложила брать к себе ещё и детей с диагнозом "задержка психического развития" (ЗПР).
Сначала в интернате появился один спецкласс, потом второй, третий. Потом... свой театр, который выезжал на гастроли в Германию. Дети благополучно оканчивали школу, устраивались на работу, поступали в ПТУ, техникумы. Одна из воспитанниц, окончив институт (!), работает теперь преподавателем. Галина Сергеевна доказала, что дети с диагнозом ЗПР - не потерянные. Ребёнок вполне сохранён, просто с ним никто не занимается. Особенно если родители - алкоголики. ЗПР - не медицинский диагноз, а социальная "задержка".
Например, Яна появилась в интернате, когда ей было всего пять лет. На глазах у маленького ребёнка в пьяной драке сначала убили отца, потом деда, а ещё чуть позже и мать-алкоголичку нашли убитой. За здоровье девочки боролись педагоги школы-интерната и врачи детского отделения Ногинской психиатрической лечебницы N 25, куда Яну отправляли почти каждую четверть. "Если бы не это отделение, - уверена Галина Сергеевна, - многие дети были бы безвозвратно потеряны для общества". Сейчас Яна - нормальный ребёнок. Но... Когда девочка закончит школу, куда ей идти? Возвращаться к своей бабушке-алкоголичке? Весь труд педагогов пойдёт насмарку.
Есть и комплекс внутренних проблем. Детей нужно хорошо одевать, кормить, чтобы они жили и учились в красивых, ухоженных помещениях. И хотя городские, районные власти и управление образования Ногинска стараются оказать посильную помощь, возможности их небезграничны. Так, почти 50 лет в здании не было полного капремонта. Время от времени появляются спонсоры, но почему-то предпочитают больше оказывать помощь вещами, оборудованием. Это, конечно, тоже всё очень нужно, и большое им за это спасибо, но основная проблема - финансовая. Тот же ремонт требует прежде всего денег. Не дело, когда учитель красит стены.