На встречу одноклассников мы пришли с детьми. "Мой сынок не ползал, сразу встал и пошёл", - с гордостью рассказала подруга, пока пятилетний малыш бегал вокруг нас, передвигаясь исключительно на цыпочках.
"А МОЯ уже в три года за компьютер уселась, не отгонишь", - хвастался бывший сосед по парте. "Счастливые, моя вот совершенно не хочет заниматься", - посетовал другой одноклассник, держа за руку... двухлетнюю дочь. И мне пришлось испортить всем настроение, объяснив, что в школьном возрасте этих ребятишек ждёт много проблем. И пока не поздно, надо искать детского психолога, а ещё лучше - специалиста по нейропсихологии.
Многие столичные родители столкнулись с тем, что их ребёнок не способен спокойно сидеть на уроке, домашние задания делает до ночи, а учительница намекает на перевод в коррекционный класс. И начинается приготовление уроков всей семьёй, не приносящее результатов репетиторство, ребёнок болеет, взрослые нервничают. А причина в том, что сейчас большое число детей уже рождается с немного дефицитарным состоянием рано созревающих структур головного мозга. Это означает искажения на всех этапах: сложные роды, повышенный тонус, сбой в двигательном развитии малыша до года.
По данным Института материнства и детства, 84% младенцев в столице и области появляются на свет с родовыми травмами. Всё чаще врачи прибегают к стимуляторам, кесареву сечению, а здоровых москвичек, легко выносивших плод, можно пересчитать по пальцам. "Если малыш часто болел, принимал антибиотики, перенёс общий наркоз - в школе это аукнется, - объясняет клинический психолог нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции при МУ "Оптиум-классик" Валентина Колганова. - Учителя будут ругать его за невнимательность, а ребёнок не может организовывать и контролировать себя. Другой плохо видит доску, потому что глядит на мир как будто в узкую трубу из-за недостаточности полей зрительного восприятия".
Я заглянула на одно из коррекционных занятий центра: дети ползали, двигали языком и глазами, ходили на четвереньках. Навёрстывали всё то, что пропустили в младенчестве, восстанавливая недостающие звенья в развитии. Частыми посетителями коррекционных занятий становятся талантливые, креативные "левшата", переученные заботливыми родными. Их заставили всё делать правой рукой, но мозг-то остался прежним. К сожалению, о возможностях нейропсихологической коррекции детей знают далеко не все специалисты, которым в вузах об этом не говорили, а уж тем более об этом не слышали родители. Даже школьные психологи, используя определённые наборы тестов и выработанные годами приёмы психолого-педагогической работы, зачастую не подозревают, как можно превратить неудобного школьника во внимательного и усидчивого ученика.
По числу детей, которым необходим коррекционный курс, мы быстрыми темпами догоняем США. Там проблему адаптации и образования таких особенных школьников часто решают с помощью особых школ, где дают минимум знаний: не хочешь считать - потанцуй, не хочешь читать - поиграй на дудочке. Только у нас нет мощной соцзащиты, подобной американской, чтобы человек всю жизнь играл на дудочке из-за быстрой утомляемости и неспособности усвоить школьный курс.
НАША СПРАВКА. Вся информация о столичных организациях, занимающихся реабилитацией, коррекцией развития, социальной адаптацией детей, собрана в окружных управлениях образования. Тем, кто дружит с Интернетом, советуем зайти на портал Центрального учебного округа www.couo.ru, где очень подробно описывается, как можно помочь именно вашему чаду.