6 ФЕВРАЛЯ 1721 года в Любеке родился чудо-ребенок - Генрих-Христиан Гейнекен. По свидетельству современников, он проявлял незаурядные умственные способности с самого раннего возраста: в полгода он знал половину Ветхого Завета, в полтора - уже весь. В течение следующего года Христиан изучил историю древнего мира, всеобщую географию и латынь и к двум с половиной годам освоил 8 тысяч латинских слов. Родители уже не могли сами справиться с воспитанием столь одаренного ребенка и доверили его образование опытному наставнику, который начал занятия с изучения богословия и истории церкви.
Вскоре Христиана отвезли в Копенгаген, чтобы показать ученым мужам. Весть о его прибытии облетела город - все жители собирались толпами, чтобы взглянуть на чудо-ребенка. Казалось бы, как счастливы должны быть родители!
Но нет, мальчик вдруг стал плохо себя чувствовать, слабел на глазах, и в четыре года его не стало.
В чем суть этой печальной истории? Одно из объяснений заключается в том, что у талантливых людей часто смещен механизм индивидуального времени. Кроме того, интенсивные интеллектуальные занятия часто непосильным грузом ложатся на неокрепшую нервную систему ребенка. Вот, кстати, почему многие дети-вундеркинды, повзрослев, становятся вполне ординарными людьми.
Белорусский ученый Альберт Вейник предложил свое объяснение феномена сверходаренных детей. По его мнению, в организме такого ребенка происходит как бы смещение биологического времени в сторону раннего старения: интеллектуальное взросление сопровождается усиленным ростом клеток и тканей, а также такими изменениями внутренней среды организма, которые могут привести к его быстрому изнашиванию.
К примеру, после летаргического сна, который может продолжаться очень долго, иногда годы, человек просыпается совершенно не постаревшим - его индивидуальное биологическое время в этот период было замедленно. У особо одаренных детей происходит обратный процесс.
Вейник предположил, что временные процессы в организме регулирует особое поле, которое ученый назвал хрональным. У детей-вундеркиндов, согласно теории Вейника, резко нарушается механизм хрональной регуляции, вследствие чего может наступить раннее старение организма и даже преждевременная смерть.
В связи с этим интересно сообщение агентства Синьхуа о том, что в Шанхае недавно родился мальчик, который начал стариться уже в год с небольшим.
Так что не стоит слишком радоваться, когда ребенок резко опережает в своем развитии сверстников. Детский талант может помимо проблем со здоровьем создавать сложности в общении. Ребенок испытывает потребность в дружбе с ровесниками, но разница в интеллектуальном развитии будет затруднять его контакты с другими детьми. Не найдя понимания, ребенок будет страдать от одиночества либо начнет самоутверждаться, чтобы обратить на себя внимание, и станет делать это агрессивно. Чтобы этого не происходило, родителям следует помнить, что все хорошо в меру, и не форсировать интеллектуальное развитие детей.
В одной телевизионной передаче молодая мама рассказывала о том, что она каждую ночь читает своему грудному ребенку стихи Пушкина и мечтает о том, чтобы сын в два года начал сам писать стихи. Очень захотелось предостеречь ее, напомнив, что такие эксперименты небезопасны для неокрепших психики и нервной системы ребенка.
Стремление вырастить вундеркинда чаще всего объясняется необузданной амбициозностью родителей, которые стараются как бы взять реванш за свои собственные неосуществленные мечтания. Так что стремление прославить своего ребенка продиктовано не столько родительской любовью, сколько непомерным честолюбием. А истинная родительская любовь скромна. Нормальной маме и нормальному папе важнее всего, чтобы их дети были здоровы и счастливы.