Очереди в госучреждениях давно стали отличительной чертой столицы. Чтобы получить справку, сделать паспорт, мы должны простаивать часами.
ПОЧЕМУ чиновники так работают? Существует ли выход из сложившейся ситуации? Чтобы ответить на этот вопрос, я отправилась оформлять документы по инстанциям своего района Люблино.
БТИ
НА ВТОРОМ этаже в двух небольших залах стоят друг за дружкой физические и юридические лица. Выбираю "физический" хвост. Здесь тоже две громадные очереди, одна - первичного обращения, чтобы сдать документы и получить квиточки для оплаты в Сбербанке, вторая - для получения готовых экспликаций, поэтажных планов, справок о соответствии. На часах - 11.07 (всего 7 минут после открытия), а в очереди я оказываюсь N118. "Будете стоять или вычёркиваю? - интересуется дама, ведущая список. - За день проходит человек 70". На следующий день, приехав за полчаса до открытия, оказываюсь 86-й. Решаю попытать счастья в субботу (правда, в такой день бюро работает лишь до 16.00), но в выходной здесь ещё хуже.
ГИБДД
"ВЫ можете записаться на техосмотр по телефону!" - радостно сообщает объявление на воротах ГИБДД. Звоню, девушка на том конце провода интересуется, когда мне удобно подъехать. В назначенный час мне выдают распечатанные квитанции для оплаты в Сбербанке, принимают документы и... отправляют в общую очередь! Через час оказываюсь в месте осмотра, демонстрирую автомобиль и... встаю в новую очередь - уже за талоном. "Это в субботу в каждой очереди приходится стоять по часочку, - утешают гаишники, - а в будние дни дело идёт быстрее".
ЕИРЦ
ОЧЕРЕДЕЙ в ЕИРЦ несколько. Подлиннее - за перерасчётом коммунальных услуг, покороче - за выписками и копиями. И самая длинная - за штампами на всё это богатство! Женщина, восседавшая в кабинете, делала всё медленно и печально - как нарочно. "Мы вам сами печать поставим, не волнуйтесь, - успокоили меня сотрудницы. - Теперь мы работаем с понедельника по субботу с 8 до 20", - поторопились похвастаться девушки. Кстати, в ЕИРЦ можно было обратиться по электронной почте - этот адрес теперь печатают на квиточках за квартиру. Я написала им - ни ответа ни привета.
Паспортный стол
В КОМНАТУШКЕ два на два метра три окна, из них принимает одно. Два стула и стол с подкосившейся ножкой занимают всё свободное пространство. В комнатке стоит тяжёлый запах. Единственное окно не открывалось, наверное, последние лет сто. Чтобы переписать образец заявления об утере паспорта (он висит в самом углу), требуется протиснуться мимо стола и сидящих за ним. Спрашиваю: "Кто последний?" "Вы хотите занять очередь в окошко или сначала за столом посидеть? Туда отдельная очередь!"
Налоговая инспекция
"СРОЧНО явиться в налоговую инспекцию", - требовало извещение со штампом "повторно". Я отправилась к открытию - зря, потому что очередь в нужный мне кабинет уже состояла как минимум из 6-7 человек. Все они явились за положенными по закону налоговыми вычетами, и лишь я одна ничего не хотела от государства. "Может быть, вы меня примете без очереди - раз сами вызывали", - предложила я, но крики инспекторов обрушились на меня одновременно с соседями по очереди - пришлось ждать. Через два часа наконец-то попала в кабинет. Выяснилось, что вызвавший меня инспектор болеет. "Второй раз сюда не приду", - пригрозила я, и "чужой" инспектор лениво согласился меня принять. Полчаса женщина искала какие-то документы, потом задала сакраментальный вопрос: "Кто живёт в вашей квартире?" - "Я". - "Напишите расписку, что вы там действительно живёте, и можете быть свободны". Инспектор объяснила, что им поступила жалоба. Якобы я свою квартиру сдаю. Половина рабочего дня потрачена - а мне даже не удосужились рассказать, по чьей вине!
Что должно быть
КАК видите, введение рабочих суббот в разных службах, использование телефона для предварительной записи проблему с очередями не решили. А ПОЧЕМУ МЫ ВООБЩЕ ДОЛЖНЫ ХОДИТЬ ПО ИНСТАНЦИЯМ? Почему пенсионер, имеющий право на субсидию, должен сам нести справки? ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ЧИНОВНИКАМ ОБЩАТЬСЯ С НАМИ? Разве нельзя все документы отправлять по ПОЧТЕ?
Что уже есть
Степан ОРЛОВ, депутат МГД:
- ИЗМЕНЕНИЕ времени работы госучреждений и введение записи по телефону на приём не принесут значительного сокращения очередей, поэтому на это мы не пошли. Работаем в двух направлениях - внедряем информационные программы и службу "одного окна". Недопустимо, чтобы москвичи стояли в очередях, чтобы получить какую-то информацию, - она должна быть в свободном доступе: в Интернете, прессе, на стендах. Так же недопустимо гонять людей по инстанциям, именно для этого и придумано "одно окно". Человек должен иметь возможность обратиться в госучреждение один раз, предоставив личные документы, и потом уже прийти за пакетом нужных справок. Надеюсь, что к концу года нам удастся окончательно внедрить эту службу и наладить её работу, очередей станет намного меньше. Ведётся и разработка законопроектов, чтобы перевести все эти "бумажные" дела на почту - обычную и электронную.
А как у них?
НАМ ТРУДНО в это поверить, но европейцы, как и американцы, практически не ходят по инстанциям. В коммунальных учреждениях даже нет привычного для нас графика приёма граждан. Всё общение - по почте. Коммунальные службы присылают счета, если квартиросъёмщик не согласен, он вступает в переписку с инстанцией при поддержке своего адвоката. Кстати, очень легко те же американцы получают визу для путешествий в другие страны. Они вкладывают паспорт в конверт, прилагают к нему заполненную анкету, которую находят в Интернете, и отправляют это всё в посольство. Обратно получают паспорт с визой или мотивированный отказ.