Примерное время чтения: 5 минут
91

От "одного окна" в глазах троится

Полтора года назад правительство Москвы объявило о создании системы "одного окна". Предполагалось, что эти службы освободят москвичей от бесконечных хождений по инстанциям и сбора справок. Но люди по-прежнему ходят с "бумажками", а чиновников стало ещё больше.

Курьеры по одному делу не бегают

ВОТ каких историй я наслушалась у "одного окна".

Максим М. обнаружил, что плату за квартиру ему стали начислять по двойному тарифу. Из родного ЕИРЦ мужчину направили в Мосжилинспекцию за справкой, подтверждающей, что данная собственность у него единственная. В учреждении стояло несколько очередей - сначала получить квитанции, потом бланки, потом сдать документы и заявления в "окно". На распечатанные с официального (!) сайта Мосжилинспекции бланки заявлений покосились с недоверием: эта форма давно устарела! Только после третьего визита в инспекцию удалось сдать всё, что нужно. Однако, когда через положенные три недели мужчина приехал за документами, выяснилось, что справку ему приготовили, но ошибочную: по состоянию на... 1998 г. Квартплату меж тем продолжали начислять по двойному тарифу, а Максиму потребовалось снова оплатить госпошлину (237 руб.), снова заполнить заявление, сдать всё это в "окно" и... ждать ещё полтора месяца!

Елена А. решила воспользоваться услугами "одного окна" для приватизации квартиры. Сдала все документы. Однако и через месяц (как положено), и через полтора по телефону ей отвечали, что документы "пока не готовы". Когда через два месяца женщина приехала в "одно окно" разбираться, начальница службы выудила дело Елены из шкафа и объяснила, что ЕИРЦ прислал справки с ошибками. Теперь нужно ждать, когда ошибочных дел из этого конкретного ЕИРЦ накопится достаточное количество, чтобы послать туда курьера вновь (не поедет же он туда ради одного человека). Елена сама поехала в ЕИРЦ, получила там нужные справки и привезла их в "одно окно" - только тогда механизм заработал. Документы же Марины Л. на приватизацию вообще потеряли! "Запись о том, что вы есть, произведена, но папку найти не можем", - сообщили ей в "окне". "Что же делать? - возмутилась Марина. - Время потрачено, документы исчезли..." "Если тебе жалко время, заплати риелторской фирме, и там оформят приватизацию в два счёта, - посоветовала инспектор гражданке, - а нам здесь за скорость не доплачивают..."

Лучше бы уж не открывали

С ЧЕМ сталкиваются москвичи в "одном окне"? С хамством, непрофессионализмом, нескоординированностью действий между разными инстанциями. Сами "отцы-основатели" признают, что не хватает обученных сотрудников, нет единой базы данных и поэтому бегают курьеры. А КАК МОЖНО БЫЛО ВООБЩЕ ЗАПУСКАТЬ СИСТЕМУ, ЕСЛИ ВСЕГО ЭТОГО НЕТ? Между тем деньги, немалые, из горбюджета выделили (то есть из наших с вами налогов), народу чиновного (не той квалификации) набрали, а горожане как бегали, собирая справки, так и бегают.

Кроме того, оказалось, что за наши документы никто не несёт никакой ответственности, - мы сдаём их "на деревню дедушке" и не можем быть уверены, что получим обратно в срок (и вообще, получим ли?). В Мосгордуме меня заверили, что за нарушение заявленных сроков и уж тем более за потерю "дела" чиновников строго наказывают. Например, объявляют... выговор. Испугали! Но почему нельзя штрафовать нерадивых сотрудников, нарушающих сроки выдачи бумаг или выдающих документы с ошибками? Почему само ведомство не платит за нанесённый горожанам моральный ущерб?

А сколько расплодилось этих "окон" - во всех мыслимых и немыслимых инстанциях, ведомствах и подведомствах. Москвичу нужно изрядно поломать голову, чтобы понять, в какую службу нужно обратиться. Информационные стенды "окон" запутаны и нечитаемы - люди встают в очередь, чтобы задать вопрос, ресурсы в Интернете разрозненны. На сайте www.okno.mos.ru, например, можно найти весь перечень "окон", но, как мне посоветовали сами чиновники, доверять этому списку нельзя: информация обновляется медленно, лучше всё узнавать на месте. То есть ОПЯТЬ В ОЧЕРЕДИ!

P.S. Обратите внимание, мы рассказали только про учреждения, обслуживающие физических лиц. Сложностей, которые приходится преодолевать предпринимателям, лицам юридическим, намного больше, их очереди длиннее, а количество инстанций в разы больше.


Степан ОРЛОВ, депутат МГД:

- ИДЕЯ службы "одного окна" очень правильная, люди не должны ходить из инстанции в инстанцию, отстаивая в очередях и собирая какие-то бумаги. За них это может и должен сделать город. Мы придём к этому, но пока система только отлаживается. Сегодня она охватывает ещё не все департаменты и подразделения. Главная проблема - отсутствие информационных технологий, которые помогли бы "связать" все госструктуры. Как сейчас осуществляется работа? Чиновник одного ведомства, чтобы получить нужную ему бумагу, посылает письменный запрос чиновнику другого ведомства - и мы ждём месяц. В идеале должна быть единая компьютерная база, из которой все чиновники смогут получать всю информацию, не отходя от рабочего места, - тогда справки станут не нужны! Эта дебюрократизация, кстати, сделает ненужными часть госструктур, которых сегодня избыточное количество. Но второй крупной проблемой внедрения "одного окна" стали кадры - грамотные в области информационных технологий и юриспруденции. Я надеюсь, что до конца 2006 г. мы разрешим все проблемы и "одно окно" заработает эффективно и в полную силу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно