ПЕРИОДИЧЕСКИ нам всем нужны подтверждения того, что мы существуем. Но получение каких бы то ни было справок - процедура малоприятная и занимает много времени. Не говоря о том, что чиновники разного уровня вымогают подарки за ту работу, за которую получают зарплату, и всякий раз трепят нервы, заставляя ходить по кругу. Однако без справок не обойтись при оформлении пособий, субсидий, различных удостоверений. Городские власти наконец-то вошли в положение и решили упорядочить наше хождение по различным кабинетам. Теперь (если верить их словам) достаточно прийти в префектуру или управу - и уйдете оттуда со всеми бумажками, какие нужны. О внедрении системы "одного окна" в Москве рассказывает вице-мэр Валерий ШАНЦЕВ.
- МЫ решились на этот эксперимент год назад. Ведь так принято в мире: прийти в одно место и получить все необходимое - справку о бесплатном проезде, удостоверение многодетной матери или ветерана труда. Но реальные шаги начали предпринимать лишь с начала этого года. Много смешных моментов было. В управе, например, открыли "одно окно". Москвичи стали туда приходить, а их на входе встречал охранник и говорил, что заходить нельзя. Зачем, спрашиваю, тогда "одно окно" открывали? Глава управы отвечает: "Так вы велели же..." В другой управе на входе сидел человек с тетрадью и каждого приходящего записывал в очередь. Естественно, люди ждать не хотели. Тогда этот же человек предлагал воспользоваться услугами коммерческого "одного окна".
- Вы верите в то, что чиновники станут без задержек и подарков выдавать необходимые документы?
- Да. К тому же, работая в режиме "одного окна", мы остановим чиновничий произвол. Москвичам незачем станет ходить по кабинетам. Рассчитывать на необходимые справки можно будет после второго посещения: в первое - придется заполнить бланк заявки, а придя спустя определенный срок во второй раз, забрать подготовленный документ. В префектуре можно будет получить 30 различных справок (пока выдают 10), в управе - 17 (пока можно получить лишь 7-8). (Полный список реестров, где какие справки получать, мы опубликуем в одном из ближайших номеров. - Авт.) Чиновники перестанут общаться напрямую с населением, аппарат управ и префектур "освободится" от тех, кто соглашается на чиновничью работу только потому, что надеется на левый заработок. Хочу, чтобы вы поняли: если документ включен в реестр выдаваемых, то получить его можно будет только в "одном окне". Реестр лишает любого чиновника права общения с клиентом по этому вопросу.
- Такие службы должны располагать солидной базой данных многих городских служб.
- Безусловно. Сегодня весь город связан оптико-волоконными кабелями и широкополосной интерактивной связью. Но чиновники иногда ленятся нажимать на кнопки компьютера. Вот и заставляют москвичей бегать за справками. Например, ставят семью в очередь на квартиру, требуют подтверждения о том, что нет второго жилья. Но им ведь и так известно, есть второе жилье у семьи или нет. Эта информация находится в базе данных о собственниках. По ходу внедрения "одного окна" мы пересматриваем списки документов для выдачи разных удостоверений. Например, чтобы получить удостоверение многодетной матери, требовалось предъявить копию финансово-лицевого счета. Понятно, что таким образом чиновники решают проблему сбора платежей за коммунальные услуги. Но так работать нельзя.
- Получается, что службы "одного окна" не могут требовать с обращающихся к ним дополнительных справок?
- Не могут. Москвичи, независимо от того, приходят они в службу "одного окна" как юридические или физические лица, приносят с собой только свои личные документы. Все остальные вопросы решает сама служба. Кстати, сейчас через "окна" проходит лишь 20-30% всех бумаг, которые будут выдаваться. Также временно службы работы с населением находятся в помещениях управ и префектур. Но вскоре эти службы станут выдавать 100% запланированных реестром справок и находиться будут отдельно от органов исполнительной власти, преобразовавшись в центры работы с населением.