"Я НЕ СОБИРАЮСЬ открывать законы, я не верю в их существование. Гений... преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы", - писал в своё время всемирно известный советский архитектор-конструктивист Константин Мельников. Однако другие законы, а именно о правах собственности и наследства, упорно изучали два поколения его наследников, чтобы отсудить друг у друга творение великого Мастера. В минувший четверг внучка архитектора Елена Викторовна заявила, что отказывается от дальнейших судебных споров за свою долю собственности в знаменитом "круглом доме" на Старом Арбате, известном как Дом Мельникова, и передаёт её государству. Решением Президиума Московского городского суда рассмотрение знаменитого дела прекращено.
Теперь, после того как были урегулированы юридические вопросы собственности, появились все шансы на то, что уже совсем скоро шедевр русского авангарда приобретёт статус музея и будет доступен всем желающим увидеть это гениальное творение зодчего как снаружи, так и изнутри.
Внучка великого зодчего Елена Викторовна, комментируя своё решение, заявила, что "хочет таким образом выполнить волю своего отца по созданию государственного музея Дома Мельникова".
Член Совета Федерации РФ Сергей Гордеев, известный своим увлечением архитектурой конструктивизма и являющийся давним поклонником творчества Константина Мельникова, подчеркнул, что судебные тяжбы между наследниками архитектора "препятствовали сохранению уникального памятника, передаче здания государству и организации там музея".
В ответ на заявление Елены Викторовны Гордеев сказал, что очень рад за родственников зодчего, которые пришли к согласию и "поддержали усилия Совета Федерации, Комитета по культуре Госдумы РФ, Музея архитектуры им. Щусева по сохранению Дома Мельникова для потомков". По словам сенатора, теперь, когда удалось добиться урегулирования семейного спора, та половина Дома, которая временно находится в его распоряжении, будет им передана государственному музею.
Любопытно, что председательствовала на заседании Президиума Мосгорсуда судья Ольга Егорова, которая уже вела разбирательство между потомками архитектора. Егорова сказала, что тоже счастлива, ведь "стороны нашли выход из ситуации и теперь есть надежда, что имя Константина Мельникова будет увековечено его домом-музеем".
Таким образом, впереди лишь основные работы по реконструкции здания и определению концепции нового учреждения культуры. Сергей Гордеев убеждён, что "процесс создания этого музея должен осуществляться при контроле специально созданной комиссии или общественного совета, в состав которого должны войти представители государства, архитектурной общественности, наследники Константина Мельникова".
Стоит отметить, что приведение здания в надлежащий вид потребует немалых затрат, как материальных, так и временных. По словам специалистов, частичная реставрация, которую проводили в середине 1990-х годов, нанесла существенный ущерб зданию. Из-за подмоченного рабочими фундамента грибок поднялся практически до первого этажа. Как только он дойдёт до деревянного перекрытия, здание начнёт разрушаться.
При строительстве своего Дома Мельников рассчитал всё, в том числе состав и плотность грунта. Но, к сожалению, он не смог предвидеть, что через 70 лет его архитектурный шедевр задавят высотные здания, из-за которых Дом дал серьёзную осадку. Стены "Круглого дома" уже прорезали трещины современности. Здание было даже включено в Watch List 2006 - перечень выдающихся сооружений по всему миру, чья судьба вызывает наибольшие опасения.
Заслуги советского зодчего перед мировой архитектурой трудно переоценить. Он "открыл" для архитектуры диагональ. На примере своего Дома Мельников наглядно показал, какими практически неограниченными композиционными ресурсами обладают косые линии по сравнению с тремя традиционными - шириной, высотой и глубиной. Косо направленная консоль была любимой формой архитектора.
Впрочем, неспециалисту понять эти термины довольно сложно, гениальное творение зодчего необходимо видеть своими глазами. Тем более что такая возможность, надеемся, представится уже очень скоро.