Сейчас торговля считается весьма почтенным занятием. Но до всенародной любви, которой когда-то пользовались московские торговые люди, далеко.
На ПОСТу!
ИНОСТРАНЦЫ, приезжающие в Московию из развитых рыночных стран, удивлялись не только размаху и искусству торговли, но и отношению к купцам. Побывавший в Москве в середине XVII в. секретарь шведского посольства Кильбургер писал: "Все московиты - от самого знатного до самого простого - любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом европейском княжестве". Из восторгов шведа можно заключить, что ему повезло попасть в Московию до или после Великого поста. Потому что в эти 40 дней количество торговых точек сокращалось в разы. Торговать в пост мясом, солониной, птицей, дичью, рыбой, молоком, коровьим маслом и книгами светского содержания считалось не только незаконным, но и зазорным. Кое-кто, конечно, пытался обойти гласные запреты, но преступить обычай было рискованно. Например, случалось, что иные пирожники торговали в пост пирогами с мясом, выдавая их за постные - с грибами, кашей и капустой. Но конкуренты следили за такими в оба глаза, совершая через подставных лиц контрольные закупки. И горе тому, кто жульничал, - таких сначала лупили всем миром, а потом ещё и сдавали на "государев правёж", где хитрецам вправляли ума батогами.
Рождественский пост был менее строгим и торговли не касался, иначе московский мясной рынок рухнул бы в одночасье - скотину забивали и продавали с октября по декабрь. Венецианец Амбросио Контарини описывает такую картину торговли в Рождественский пост, от которой нынешнего вегетарианца хватил бы кондратий: "Когда река Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лёд лавки и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе. Любо смотреть на это огромное количество мёрзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах!"
Торговали на Москве, разумеется, не только мясом. И вся торговля была строго регламентирована. Для крупных оптовиков отводились гостиные дворы, для розницы и мелкого опта - специализированные рынки, где торговали "всяким ремеслом отдельно". В рядах специализация тоже соблюдалась строго. Например, в съестных или обжорных рядах убоиной (свежим мясом) торговали на скамьях, готовой едой и полуфабрикатами (солониной, копчениями) - в шалашах, рыбой и овощами - на столах.
Красная - значит Торговая
ЕСЛИ закрыть глаза, что вся Москва - от слобод до Кремля - представляла собой один большой рынок, можно выделить преимущественно торговые места. Конечно, это прежде всего Красная площадь, которая тогда так и называлась Торгом. Особое значение здесь имел Овощной ряд, находящийся у самой Спасской (тогда - Фроловской) башни. По какому-то странному стечению обстоятельств в нём долгое время торговали не только овощами и зеленью, но и книгами. Сами зеленщики сначала протестовали против столь неходового товара. Но, когда 2400 экземпляров азбук, выпущенных в 1651 г. Печатным двором, разошлись с четырёхкратной (!) наценкой всего за 1 день, многие торговцы овощами призадумались.
Но по количеству рядов лидировал, конечно же, Китай-город. Во всяком случае Ветошный и Рыбный ряды до сих пор зафиксированы в соответствующих переулках. Да и остальных здесь было в избытке: пряничный (где славились вяземские пряники), птичий, харчевой, калашный, крашенинный, суконный, сапожный, шапочный, свечной, коробейный, соляной, медовый (мёд - прежде всего калужский), восчаный, домерный (где продавались бубны, домры и барабаны)...
Торг на Москве шёл бешеный, и, по свидетельствам персидских купцов, московиты мало в чём уступали таким докам торгового дела, как арабы и турки. Англичане жаловались, что русские купцы, продавая сало, делали такие толстостенные бочки, что собственно товара оказывалось чуть не вдвое меньше оговорённого. Французам как-то раз в бобровую шерсть подмешали больше половины кошачьей. Жульничали и со сдачей - монеты разрезали пополам и таким образом зажимали их в руке, что выдавали половинки за полновесные деньги.