Примерное время чтения: 5 минут
176

неПРОБКИваемость

Елена БОРОВИК, зав. сектором развития пассажирского транспорта НИиПИ Генплана Москвы, считает, что пробки в Москве появились не только из-за того, что количество машин в столице достигло 3,5 млн. штук. Прежде всего изменился ритм жизни горожан.

- ЛЮДИ стали много работать и больше времени проводят в транспорте. Отдыхают теперь по ночам, появилась масса соблазнов: круглосуточные развлекательные комплексы, фитнес-центры, ночные бутики. (Подробнее об этом - в статье "Неспящие в столице".) Время пик сдвинулось, и уже мало кого удивляет, что на улицах города пробки есть и в час ночи. Всё это нужно учитывать. Для этого сейчас проводим выборочные обследования подвижности населения. Опрашиваем автовладельцев и тех, кто пользуется массовым транспортом.

- А на что конкретно эти данные могут повлиять? Автобусы станут ходить круглосуточно?

- Что касается развития общественного транспорта, то показатель подвижности населения - один из самых важных в расчётах при формировании городской транспортной системы. Нужно знать, сколько времени человек тратит на то, чтобы добраться до метро, сколько стоит на автобусной остановке. Уже сейчас могу сказать, что горожанам намного больше приходится тратить времени на наземный общественный транспорт. И виной тому не только пробки. Москвичи недовольны турникетами. Теперь, чтобы попасть, скажем, в троллейбус, приходится отстоять в очереди. Да и на многие станции метро стало тяжелее пройти. Только на первый взгляд кажется, что карточку вставил, через полсекунды она выскочила, и пошёл дальше. Но именно эти доли секунды и создают заторы на входе. С "пятаками" было быстрее. В действующем сейчас Генплане ставилась задача снизить затраты времени на так называемую "трудовую поездку" до 58 минут. Однако сегодня она составляет более часа. Например, в Канаде пассажир приобретает единый билет на все виды городского транспорта - на день либо на полдня, на час - до определённой зоны. На входе их наличие никто не проверяет, но есть контролёры. Если вас поймают - штраф 200 долл., и отвертеться не удастся. Все об этом знают, поэтому "зайцев" там мало, несмотря на отсутствие турникетов. Подсчитано, что оплачивать труд контролёров и отдельных "зайцев" намного дешевле, чем устанавливать и эксплуатировать турникеты. Власти экономят средства, пассажиры - время.

- В Москве возможно внедрить такую систему?

- Трудно сказать. Надо экспериментировать. Если бы все наши предложения реализовывались... Мы давно прогнозировали: к 2006 г. Москве нужно будет около 400 км линий метро. Сейчас их только 275. Конечно, тому есть объективные причины, тем не менее сегодня 2,5 млн. чел. живут на территориях, куда метро не доходит. В таком мегаполисе, как Москва, добираться до подземки нужно не более чем за 15 мин. пешком или общественным транспортом. Когда требуется больше - это уже дискомфорт. Плюс ко всему новые дома не всегда строятся с учётом рекомендаций транспортников. Часто несколько зданий возводят рядом с метро, которое не справляется с увеличившимся в разы пассажиропотоком. Люди садятся только в 4-5-й поезд.

- Толпятся не только в метро. Автомобили также часами простаивают.

- Для решения проблемы пробок и транспортной проблемы в целом нельзя сделать что-то одно (даже очень хорошее) и всерьёз рассчитывать на успех. Многие говорят о том, что необходимо создать спецотряд дорожной полиции, которая по всему городу будет строго следить за парковкой и гонять тех, кто паркуется на остановках, тротуарах и т. д. А куда, простите, мы их прогоним? У нас нет внеуличных многоярусных паркингов, как на Западе. Самое неприятное, что остаётся всё меньше возможностей для их строительства, потому что предпочтение отдаётся офисам, торговым центрам, жилью. Казалось бы, в таком случае должен активно развиваться общественный транспорт. Но автобусы, троллейбусы и метро, к сожалению, уже не могут конкурировать с более комфортным личным транспортом.

- Замкнутый круг?

- Транспортную проблему можно решить только комплексно, а не хвататься то за турникеты, то за парковки, то ещё за что-то.

- А как же перехватывающие стоянки? Ожидания не оправдались?

- Наоборот, эксперимент на Крестьянской Заставе удался на 100%. Дело в том, что мы решили на примере одной такой парковки посмотреть, как будет действовать данная система в городе: ведь для Москвы это было в новинку. Сначала столкнулись с тем, что у перехватывающей стоянки нет юридического статуса. Было неясно, кто должен её эксплуатировать, каковы тарифы, кто будет держать баланс. Даже дорожного знака "перехватывающая стоянка" в нашем ГОСТе тогда не существовало. Все эти проблемы были успешно решены в процессе эксперимента, и теперь мы с уверенностью можем сказать, что данная мера может существенно улучшить дорожно-транспортную ситуацию в центре города. Есть ещё одно решение: снизить максимально разрешённую скорость в городе до 50 км/час. Так уже поступили во многих городах Европы, достигается максимальная пропускная способность улиц за счёт уменьшения динамического габарита автомобиля, т. е. машины могут идти более плотно друг к другу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно