В Подмосковье тает снег, а вместе с ним в реки хлынули потоки навоза, грязи и мусора. В те самые реки, которые снабжают водопроводной водой столицу и близлежащие города - Мытищи, Химки, Королёв, Реутов, Одинцово и т. д.
СЕЙЧАС в области порядка 100 сельхозпредприятий находятся в санитарной зоне водохранилищ. По прогнозам, 9 из них могут стать причиной загрязнения воды: ООО "Петелинская птицефабрика" отделение Глебово, ОАО "АгроОснова Курсаково", ООО "Молоко Слободское", ООО "Русь-Инвест", ГУП НЭХ "Снегири" ГБС РАН, ГП ОПХ ЦМИС, "Трансагроэкспорт", СПК колхоз "Щёкино", ООО "Нудоль".
ПРИЕЗЖАЕМ на одно из таких предприятий: полуразрушенные коровники без окон и дверей, повалившийся забор. Нет ни таблички, ни вывески. Раньше хозяйство было гордостью района, растило 1 тыс. голов. Теперь от всего стада осталось всего 150 коров и ещё столько же молодняка. На ферме ни души, посреди двора стоит пустая повозка, слышны мычание коров да треск насоса: из коровника нечистоты выбрасываются прямо на улицу. Растаявший снег превращает навоз и сено в однородную жижу, которая тонкой струйкой тянется к Истринскому водохранилищу. Вонь такая, что выворачивает наизнанку. После увиденного не хочется думать ни о молоке, ни о воде. "Руководители предприятий объясняют своё бездействие отсутствием денег, - рассказывает Юрий Гусев, начальник Истринского гидроузла. - Но, мне кажется, многие из них сильно преувеличивают своё бедственное положение. На штрафы у них деньги находятся".
В борьбе за качество воды одними штрафами дело не ограничивается. В отношении одного ярого загрязнителя - руководителя колхоза - возбудили уголовное дело, директор птицефабрики был смещён с должности. По идее, к этому "трофейному" списку должны присоединиться и владельцы коттеджных посёлков, которые также вносят "пахучую" лепту. Почему же никто не штрафует тех, у кого наверняка есть средства на строительство очистных сооружений?
В том же Истринском районе, например, порядка 99 коттеджных посёлков расположено в санитарных зонах водоёмов. 60% из них не оборудованы центральной дренажной системой или же эта система выведена в ближайший овраг или ручей. А оттуда до водоёма - рукой подать. На строительстве одного посёлка трудится не одна сотня рабочих, которые живут тут же и здесь же, пардон, справляют нужду. Весь мусор, который в течение года состоятельные владельцы коттеджей выбрасывают в овраги, весной оказывается в реках, вода из которых попадёт в наши с вами квартиры. Также в районе находится база отдыха, которую вполне может затопить во время паводка, тогда в водохранилищах окажутся не только "органические" соединения, но и нефтепродукты. Мазут, предназначенный для отопления, хранится практически рядом с берегом. А недавно сотрудники Мосводоканала "засекли" элитный коттедж, из которого сливалось в Истру большое количество... навоза. Стали выяснять. Оказалось, владелец содержал в сарае стадо баранов - 60 голов.
"Коттеджные посёлки загрязняют природную среду, как и разорившиеся колхозы, - говорит Юрий Гусев. - Только не в нашей власти заставить их устранить нарушения: чтобы пройти на частную территорию, нужна санкция прокуратуры. О нарушениях узнаём по результатам анализов воды. Констатируем факт загрязнения, выписываем предписание. Недавно, например, такие акты были составлены в отношении трёх коттеджных посёлков. Да что толку? В лучшем случае прокуратура оштрафует владельцев, в исключительном - возбудит уголовное дело. В Истринском районе одно такое дело рассматривается уже в течение нескольких лет: прокуратуре удалось даже добиться решения о сносе коттеджа. Только он до сих пор стоит на берегу. И этой весной, надо полагать, внесёт свою "лепту" в запах природной воды.