Примерное время чтения: 6 минут
92

Столица - не резиновая

Согласно переписи 2002 г., население Москвы составляет чуть больше 10 млн. чел. На самом деле людей, проживающих на территории столицы, в полтора раза больше.

ПОБЫВАВ утром на ст. м. "Комсомольская", вечером на Манежной площади, вы без труда выделите из толпы гостей столицы. Эти люди находятся в Москве временно. И тем не менее они влияют на жизнедеятельность города. Демографы называют их "дневным населением" Москвы.

Ещё чуть-чуть

ПОСЛЕ последней переписи прошло 4 года. Но по статистике ГУВД, на 1 января нынешнего года численность населения мегаполиса выросла уже до 14 млн. 153,5 тыс. чел. "За это время постоянно прописались в Москве около 273 тыс. приезжих. Это как граждане России, так и иностранцы, купившие здесь жильё, сочетавшиеся браком, получившие вид на жительство", - рассказывает Юрий Архипов, возглавляющий отдел Комитета межрегиональных связей правительства Москвы.

Самый большой прирост приходится на граждан, которые встали на временный учёт. Сюда входит огромная армия иногородних студентов, молодёжь, которая приехала "покорять столицу", граждане России и иностранцы, прибывшие на заработки на законных основаниях, а также туристы, информацию о которых в милицию предоставляют гостиницы.

Количество граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Москве, растёт год от года. "С учётом всех миграционных потоков, - говорит пресс-секретарь Комитета межрегиональных связей Ольга Вельдина, - "дневное население" столицы достигает 13-14 млн. Но, думаю, реальная цифра ещё больше. Всего же в Москве и области концентрируется до 25 млн. чел.".

Оставшиеся категории "дневного населения" - это вынужденные переселенцы и беженцы, иностранцы, работающие с разрешениями (город определяет, сколько человек и в какие отрасли нужно пригласить), нелегалы (см. ). По оценкам экспертов, на каждого законного трудового мигранта приходится 10-15 незаконных. Их ряды пополняют прибывшие в поисках убежища и не получившие его, транзитные мигранты с просроченными визами, иностранцы, обучавшиеся в столичных вузах и не желающие возвращаться на родину.

Наконец, есть понятие маятниковой миграции. Около 600-700 тыс. чел. ежедневно приезжают в столицу на электричках и автобусах. И столько же уезжает. "Очень много приезжает молодёжи из Подмосковья - кто за покупками, кто на учёбу, а кто развлечься, побродить по городу. Таких, думаю, ежедневно около 100 тыс., - утверждает Юрий Архипов. - Но как их посчитать? Раньше по нагрузкам на транспорт определяли, но в последние годы таких исследований не проводилось. Увы, вся система выстроена так, что мы можем брать в расчёт только данные аэропортов: сколько откуда прилетело, сколько куда улетело... По наземному транспорту информации нет. Пограничники учитывают иностранцев при въезде на территорию России, но это же другие регионы - Оренбургская, Астраханская или Белгородская области".

А на скольких рассчитан город?

НО ЗНАТЬ состав и численность своего "дневного населения" городу жизненно необходимо. Первая насущная проблема - нагрузка на транспорт. Например, метрополитен в часы пик и так работает на пределе своих возможностей (см. справку). Разгрузить подземку можно, лишь открывая новые станции и участки. "На стадии согласования сейчас находятся 50 км новых линий, - сообщили в пресс-службе метрополитена. - В ближайшие годы откроются станции, которые должны снизить нагрузку на самую напряжённую линию, Таганско-Краснопресненскую. Начала строиться новая рокадная линия, которая впоследствии планируется как вторая Кольцевая. Она пройдёт на расстоянии одного-двух перегонов от нынешней Кольцевой линии".

"Второй момент - нагрузка на продуктовую сеть и общепит. Надо же знать, чем заполнять магазины, - продолжает Юрий Архипов. - Москва осуществляет колоссальные закупки продовольствия, и в них следует вносить коррективы. Третья проблема - медицинское обслуживание. Если приезжий, скажем, отравился, "скорая" не повезёт его в Тульскую область. Значит, служба "Скорой помощи" должна иметь дополнительные машины, а больницы - дополнительные койкоместа". Ну и наконец, растёт нагрузка на коммуникации - электросети, отопление, водопровод. По предварительным оценкам, "дневное население" увеличивает её на 30-35%.

Городской бюджет закладывается, исходя из численности населения Москвы, зафиксированной Мосгорстатом. В прошлом году власти утвердили "Городскую миграционную программу на 2005-2007 гг.", там есть пункт о научно-исследовательской работе по маятниковой миграции. Работа начнётся только в нынешнем году. Почему нужно было ждать полтора десятка лет, прошедших с начала "рыночных преобразований"? Пока сотрудники в погонах ловили и трясли мигрантов, никто даже не удосужился посчитать их количество. Город не рассчитан на тот объём населения, который здесь сейчас проживает, - об этом свидетельствует хотя бы проблема постоянных пробок. А что будет с нами лет через пять? Вы хотели бы жить в таком перенаселённом и некомфортном мегаполисе?

Евгений ШАПОШНИКОВ, психолог, доктор медицинских наук:

- ВЫСОКАЯ плотность населения, обилие приезжих, битком набитые электрички и поезда метро - всё это является частью окружающей нас среды, а она влияет на здоровье, как и образ жизни. Находясь каждый день в толпе, москвич постепенно "звереет". Это приводит к психическим расстройствам (стрессам, фобиям, депрессиям), а психика, в свою очередь, влияет на соматику. Целый комплекс недугов "завязан" на нервы - гастриты и язвенные болезни, сердечно-сосудистые заболевания. Например, в Москве ишемическая болезнь сердца встречается в 4 раза чаще, чем в среднем по России. А под влиянием шумов, которые создаёт перегруженный город, возникают бессонница, снижаются внимание и работоспособность. Есть ещё один фактор. К сожалению, среди тех, кто так рвётся в столицу, очень высока доля малокультурных людей. Находясь в чужом городе, не у себя дома, они тем более не чувствуют ответственности за своё поведение и экологию. Мусорят в парках и на улицах, превращая город в большую помойку. Это ещё больше давит на психику москвичей.


НАША СПРАВКА

Московский метрополитен рассчитан на комфортную перевозку 6,5-7 млн. чел. в сутки. В 2005 г. эта цифра достигла 7,1 млн. чел. в день (за год - 2,6 млрд. чел.). В отдельные дни количество перевезённых пассажиров превышало 9 млн., а в предновогодние дни - 10 млн. чел. Максимальная нагрузка приходится на время с 8 до 9 часов утра. Достигнут минимальный интервал движения между поездами - 90 секунд. Уменьшать этот интервал дальше технически невозможно. Четыре линии работают с 30%-ной перегрузкой: Таганско-Краснопресненская, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская и Калужско-Рижская. Возможности увеличить количество перевозимых пассажиров на этих линиях полностью исчерпаны. Резерв для увеличения числа пассажиров есть у двух линий - Калининской и Люблинской. Там можно добавлять один вагон к составам или сокращать интервалы движения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно