Примерное время чтения: 4 минуты
128

Трамвай въезжает в XXI век

Нельзя представить себе столицу без утреннего звона трамваев. Невозможно вообразить, что наши дети и внуки, читая братьев Вайнеров или Булгакова, станут спрашивать, что это был за вид транспорта.

А ОПАСЕНИЯ есть - депо закрывают и переводят подальше от центра. Трамвай - настолько древний вид транспорта, что многие сомневаются: впишется ли он в ХХI век? Людмила КАЗАКОВА и Сергей КУЛЕШОВ - директора трамвайных депо им. Апакова и Октябрьского, уверены, что впишется. Он едва ли не единственный не вредит многострадальной московской экологии, одним своим обликом заставляя нас мысленно перелистывать страницы истории.

Городская собственность

"У ТРОЛЛЕЙБУСА - шины, грязь, а трамвай - он даже воздух озонирует, - убеждает Кулешов. - Это происходит, когда вы видите разряд между его дугой и проводами". "Садитесь на любой маршрут, который идёт в центр, - подхватывает Казакова. - Настоящая экскурсия по Москве: окна в трамвае начинаются низко, обзор большой. А скоро высокие ступеньки на входе заменят на низкие - и будет совсем удобно". Оба - преданные поклонники трамвая. Они считают, что это самый "вежливый" вид транспорта, ведь, как и прежде, работают здесь в основном женщины.

Сегодня трамвай обречён быть исключительно в муниципальной собственности. В отличие от другого транспорта он накрепко привязан к особым коммуникациям: путевому хозяйству и контактной сети. Поэтому депо пока на дотации у города, и взять полную стоимость за проезд не могут. Сколько льготников перевозят трамваи: пенсионеров, героев, участников войн... В Москве их немало - и они заслужили это право. В отличие от маршрутных такси, которые в лучшем случае предоставляют им 1 место из 12-13. Вот и получается, что катают железные вагоны всех, а деньги за это получают не как заработанные, а как дотации.

Судя по программе правительства Москвы о развитии общественного транспорта до 2009 г., трамвай не исчезнет. В планах даже строительство нового депо, но уже не в центре, а на окраине. А будущее трамваев - скоростное. "Быстрые маршруты" хотят пустить по уже существующим путям, которые не мешают движению остального транспорта: подходят линии и в Строгине, и на шоссе Энтузиастов. Нужно будет только обнести их заграждениями.

Разъехаться можно

АВТОМОБИЛИСТЫ часто жалуются, что старые пути забирают у них приличную часть дороги. Но трамвай - общественный транспорт, а не личный. Он ходит строго по расписанию. Представьте, что он пропускает кого-то: сзади тут же собирается пять других вагонов - в каждом сидит от 100 до 250 человек! И вагоновожатый держит 1 тыс. человек, только чтобы дать дорогу 10 машинам. Трамвай остановился, за 40 секунд все вышли и спустились в метро. А сколько маршрутных такси или автомобилей надо, чтобы перевезти столько народа? Это разные весовые категории! Но право ехать имеют все, так что необходимо уважение с обеих сторон. Город должен заботиться о том, чтобы эти естественные противоречия решались безболезненно: там, где трамвайные пути пересекают другие дороги, надо делать ровные переезды, развязки, карманы для автомобилей - вкладывать деньги в инфраструктуру городской дорожной сети. И тогда интересы авто и трамваев будут сталкиваться куда меньше.

Очень может быть, что скоро трамвай перестанет быть шумным и тряским. Всем известные чешские "Татры" берут на модернизацию: внедряют в вагон электронную систему управления вместо электромеханической. Исчезает гром, вибрация от мотор-генератора - он проще и надёжнее в управлении. Но ещё тише станет, когда приведут в порядок путевое хозяйство. Сейчас депо ограничены в средствах и ремонтируют только самое необходимое. Иначе бы по нашим улицам ездили такие же совершенные вагоны, как в Германии и Японии.

В депо почти нет текучки кадров, аварийность небольшая, водители опытные и душевные - потому что женщины! Для них при работе на госпредприятии много плюсов - соцпакет, больничный, ежеквартальные премии, поощрения. Многие приходят работать в депо диспетчерами и даже уборщиками: "Устали от коммерческих фирм, не хотим бояться, что заболеем и потеряем кусок хлеба".

Оба директора входят в Экспертный совет директоров ЦАО. Говорят, им нравится активная позиция префекта Сергея Байдакова, он настоящий генератор идей. А уж в чём в чём, а в генераторах "трамвайщики" понимают...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно