"Упаковка делается в расчёте на покупателя и потому преподносит нам непривычное и волнующее представление о том, кто мы такие и чего хотим", - сказал кто-то из великих.
Чего хотели москвичи сто лет назад и чего хотят сегодня, можно попытаться понять, заглянув в Музей упаковки, дополняющий экспозицию Политехнического музея.
Английскую пудру делали в России
Знаменитые реформы Петра I привели к росту промышленности, повышению уровня культуры населения и... развитию упаковочного дела. В 1720 г. царь издаёт указ, предписывающий производить картузную (для кульков и пакетов), обёрточную, книжную и писчую бумагу.
Обёрточную бумагу использовали в чистом виде, без рисунка. Обычно в неё заворачивали подарки, перевязывая их шёлковой ленточкой. На обёртках пачек бумаги помещались ярлыки, которые служили товарными знаками, оформлялись рамкой, изображением бумажной мельницы или геральдической композицией.
Из-за страсти москвичей к заграничным продуктам владельцам мануфактур иногда приходилось выдавать свой товар за иностранный. Насаждение Петром I западноевропейской моды привело к тому, что знатные люди начали носить парики, которые обильно посыпали пудрой. Её продавали по одному фунту в пакетах, на которых были отпечатаны разнообразные сцены из жизни светского общества в модных для того времени костюмах, платьях и, естественно, в париках. На каждой пачке красовалась надпись: "Лучшая английская пудра". Хотя, конечно, она была произведена в России.
Этикетки в новом русском стиле
До середины XIX в. упаковка чаще всего предназначалась для хранения и перевозки товаров. Но конкуренция заставила многих предпринимателей с особым вниманием относиться к оформлению внешнего вида своего товара.
Во второй половине XIX в. сначала в архитектуре, затем в промышленности выделился русский стиль. Не обошёл он и упаковочно-этикеточную продукцию. Оформителями работали известные художники - Васнецов, Билибин, Врубель. Особенностью русского стиля было использование былинного, сказочного материала, орнамента, народного узора. Его дополнил модерн с гибкими, текучими формами и блёклыми, приглушёнными цветами. Получился новый русский стиль, или, как его ещё называли, русский модерн. Его стали активно использовать при оформлении парфюмерно-косметической и аптечной продукции, а также кондитерских и ликёро-водочных изделий. В оформлении парфюмерной продукции преобладали мотивы русской природы. На этикетках многочисленных флаконов с духами, пудрениц, баночек для кремов появились изображения птиц, животных и различных растений.
ГОСТы внешнего вида
Упаковки и этикетки не относились к разряду произведений высокого искусства. И после национализации предприятий в 1917 г. имена авторов и художников, оформлявших продукцию до Октябрьской революции, почти не сохранились.
В 1950-1980-е гг. этикетки в СССР служили лишь для названия продуктов и товаров. Существовали даже ГОСТы, которые определяли внешний вид упаковки для каждого вида продукции. Бумага для этикеток в основном была низкокачественной. Только экспортные продукты и товары имели право на получение красивой импортной этикетки.
Во второй половине 1990-х гг. ситуация начала меняться: стала развиваться отечественная полиграфия. В это время этикетка оказалась не только востребованной, но и способной реально повлиять на покупателей. И сегодня, входя в магазин, мы попадаем в мир, где тысячи ярких предметов разной, порой причудливой формы борются за то, чтобы купили именно их. Упаковка не только защищает продукт, но и привлекает к нему внимание. Так было несколько веков назад, так обстоят упаковочные дела и сегодня.
Смотрите также: