Мусорить вокруг себя - одна из привычек современного человека. Привычка явно вредная. Как с ней бороться? И стоит ли?
ТИПИЧНАЯ зарисовка из московской жизни. В вагоне метро едут два парня, у каждого - по бутылке пива. Допив, юноши ставят бутылки на пол. Пассажиры молчат. Только когда парни выходят из вагона, женщины начинают возмущаться. "Как так можно? Что за воспитание?" - "А что вы хотите, мы же в России живём", - замечает мужчина-попутчик. А вот другая сценка. Женщина с девочкой лет пяти сидят на скамейке. Женщина ест шоколадку, девочка - орешки. Мама бросает фантик под скамейку. Дочка, глядя на неё, поступает так же.
Из таких сцен складывается картина, ставшая привычной. Сотни пустых бутылок и жестяных банок, горы пакетов из-под чипсов, фисташек в местах традиционных гуляний москвичей и приезжих. Заплёванные полы в электричках, пластиковые бутылки на газонах, окурки и пачки сигарет, которые вылетают из окон автомобилей, - всё это новая московская реальность. Вечер каждой пятницы, не говоря уже о праздниках, пешеходные зоны столицы превращаются в свалки. Почему мы мусорим там, где живём?
Крутые мусорщики
ЭКОЛОГ Вера Копылова провела опрос среди тех, кто мусорит на улице. Самый популярный ответ, который дают горожане: "Есть дворники, они и уберут, им за это деньги платят". Так говорит более половины опрошенных. Ещё одна значительная часть не понимает, в чём проблема. "Это поведение является для них нормой, экологическое самосознание начисто отсутствует, - сетует Вера Копылова. - Характерная реакция: "А чё такого?" Есть агрессивные ответы, есть ответы "Лень до урны дойти", и, наконец, любопытное объяснение, которое сводится к тому, что... "мусорить модно". Для них швырнуть бутылку на газон - жест крутизны. Или независимости от общепринятых норм и правил. Дескать, что хочу, то и делаю, причём у всех на виду. А один молодой человек честно признался, что считает слабостью делать лишние шаги до урны, чтобы выбросить туда какую-то жвачку".
Ссылка на дворников, которые должны за нами убирать, неслучайна, считает психолог Валерий Гузеев: "Это прямое проявление потребительского инстинкта. Если я купил себе пиво, позволил раскошелиться на фисташки (не самую дешёвую закуску), пусть меня и дальше обслуживают, пусть специально обученные люди убирают за мной. Это потребительское отношение к жизни, к людям, к окружающей среде. Срабатывает и механизм образования стихийной свалки. Если люди видят, что у скамейки в парке валяются бутылки, упаковки, они и свой мусор могут оставить здесь же".
Чему учат семья и школа?
В ДЕТСТВЕ за нами убирали мамы и няни, потом - воспитатели, теперь вот - дворники. Зайдите в любой вуз, загляните в аудитории после занятий - столы забиты бутылками из-под колы, бумагой, банановой кожурой...
Понятно, что решение проблемы упирается в "семью и школу". Но парадокс в том, что в Москве, как ни в одном другом регионе страны, экологическому образованию уделяется много внимания. Счёт всевозможных курсов и факультативов в школах идёт на десятки. В детсадах ребятишки вместе с педагогами составляют экологические паспорта: исследуют природу вокруг своего садика, изучают и описывают деревья. На этой новой педагогической традиции уже выросло целое поколение, которое даже успело окончить школу. Почему же молодёжь мусорит на улицах?
"Взаимодействие семьи и школы у нас, к сожалению, не на должном уровне, - говорят в Департаменте образования. - Надо повышать ответственность родителей, а как это сделать? Люди сейчас зарабатывают деньги всеми способами, а вопросы экологии их волнуют в последнюю очередь. Зачастую родители сами подают дурной пример. А для ребёнка копировать поведение старших естественно. При всём обилии курсов и программ, посвящённых экологическому воспитанию, стоит сказать: как правило, активны одни и те же дети. Они участвуют в олимпиадах, различных исследовательских проектах. К сожалению, их - меньшинство".
А где же урны?
ДЕПАРТАМЕНТ природопользования ведёт свою пропагандистскую работу. На улицах Москвы стоят щиты с социальной рекламой, по радио и ТВ крутят ролики: "Представьте себе, что весь мусор, который вы бросаете на улицах города, вдруг окажется в вашей квартире", "Экология Москвы - наше общее дело!" Понятно, что ещё далеко не каждый с этим согласен, но работа по экологическому просвещению будет продолжена. Однако совершенно неясно, возымеет ли она надлежащее действие. Психолог Валерий Гузеев в этом сомневается: "Простой пример. В кинотеатре перед сеансом делают объявление: "Просьба не оставлять в зале мусор, а выкидывать его при выходе. Заранее благодарим вас!" И каков результат? После сеанса наверняка обнаружатся под сиденьями и стаканы, и коробки из-под попкорна".
Если нельзя научить москвичей не мусорить, может, имеет смысл грамотно организовать сбор отходов в пешеходных зонах? Ведь заметно, что урн явно не хватает - по вечерам они стоят переполненные, и вокруг ещё валяется мусор. Примечательно, что никто не может назвать цифру, сколько отходов образуется на улицах Москвы по выходным и праздникам. Во всяком случае, нам эти данные найти не удалось. А как тогда рассчитывать необходимое количество урн и контейнеров на время гуляний? "Никто такие исследования не проводил. Их нужно специально заказывать Академии коммунального хозяйства, а это стоит нескольких сотен тысяч рублей, - сказали нам в ГУП "Экотехпром". - Но префектуры и управы районов, где традиционно отдыхают москвичи, сами могли бы справиться с проблемой. Прошли в праздник по улицам, увидели, что мусора в 2-3 раза больше обычного, подвезли мобильные урны и запомнили их количество - для следующего раза. Уж это сделать легче, чем выгребать потом мусор из всех углов".
Стоит ли удивляться, что при недостатке урн срабатывает "механизм стихийной свалки"? А вместе с ним и другие пороки человеческой натуры.
А КАК У НИХ?
НАИБОЛЕЕ действенный способ борьбы с загрязнением в общественных местах - штрафы. Так, в Париже за разбрасывание мусора и окурков на улицах с нарушителя потребуют 50 евро, а если вы справите нужду где-то в подъезде или у стены дома, раскошелиться придётся на 70 евро. В Осло штраф за брошенный мимо урны окурок составляет 500 крон (65 долл.). Во Франкфурте-на-Майне - 20 евро за окурки или обёрточную бумагу и 35 - за использованную жевательную резинку или остатки еды. В китайской провинции Гуандун на улицах и в общественных местах запрещается плевать, бросать окурки и бутылки, мочиться. Нарушителям грозит штраф до 200 юаней (24 долл.). Есть и более суровые санкции. В литовском городе Алитус брошенный на асфальт окурок оценивается в 650 долл., а в Сингапуре за подобное нарушение могут содрать до 1 тыс. долл.!
В российском Административном кодексе тоже есть статьи, по которым можно привлекать нерадивых сограждан. Например, ст. 8.2. - "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами". Штраф для граждан - от 10 до 20 МРОТ, то есть от 1 до 2 тыс. руб. Весьма существенный удар по карману. Почему же она не действует?
Александр МАЯКИН, нач. отдела Управления по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления г. Москвы:
- ПОСЛЕ выходных и праздничных дней объёмы собираемого на улицах мусора увеличиваются, но нельзя сказать на сколько. Мы занимаемся его утилизацией, но не знаем, откуда к нам пришла машина, забитая мусором. Собрали его на Манежной площади, в жилом секторе или у какого-то рынка - неизвестно. Да, сбор мусора с улиц в праздничные дни у нас организован нелучшим образом, не хватает урн, но, уверяю вас, в Берлине или Амстердаме мусора после праздников образуется в пять раз больше, чем в Москве.
Валерий ГУЗЕЕВ, психолог:
- МОЖНО говорить, что виноваты гигантские пространства нашей страны: люди живут по принципу "намусорим здесь - перейдём куда-нибудь ещё". Подсознательно они считают, что загадить всю территорию им всё равно не удастся, и не задумываются, что гадят-то на одном и том же месте. Но есть ещё один фактор: почему Москву иногда называют большим вокзалом или большим базаром? Во-первых, здесь много приезжих, которые не очень-то дорожат чужой для них территорией. Во-вторых, Москва всегда была торговым городом - так исторически сложилось. Поэтому для московского менталитета характерно этакое базарно-вокзальное восприятие реальности. А где базар, там и мусор. И эти нормы, привнесённые торговцами и приезжими, формируют социально-психологические характеристики всего городского сообщества, в том числе урождённых и коренных москвичей. Внутренний регулятор, запрещающий мусорить где попало, в конце концов исчезает. Он может работать у воспитанного, интеллигентного человека, но велик риск, что у его потомков (через одно поколение) он исчезнет. Тяжело выживать в среде, где ты белая ворона.