• На днях правоохранительные органы задержали подозреваемого в организации взрыва на Черкизовском рынке - преподавателя рукопашного боя Сергея К. Взрыв, произведённый тремя студентами, унёс жизни 12 человек, более 50 были ранены.
• В электричке, следующей из Орехова-Зуева, несколько бритоголовых подростков избили двух жителей Дагестана, несколько раз ударили их ножом и скрылись. Пострадавших госпитализировали, один, находившийся в тяжёлом состоянии, умер в больнице.
• На ст. м. "Пушкинская" неизвестные напали на 16-летнего подростка и нанесли ему ножевые ранения.
• На Покровском бульваре группа из шести молодых людей и четырёх девушек напала на жителя Казахстана. Мужчина получил ножевое ранение в спину. Налётчикам на вид было не больше 17-18 лет. В тот же день на ст. м. "Кузнецкий Мост" группа молодых людей напала на двух уроженцев Армении.
• В центре Москвы на Тверской ул. избит чернокожий гражданин Франции. В связи с нападением милиция задержала семерых скинхедов.
В КРИМИНАЛЬНОЙ хронике подобные сообщения встречаются всё чаще. Что стоит за всеми этими эпизодами? Обычное бытовое хулиганство (увы, наш город не является образцом правопорядка, на улицах часто случаются драки и грабежи, в результате страдают не только жители столицы, но и гости из других регионов или же представители молодёжных субкультур - растаманы, хиппи, рэперы, панки) или же эти нападения - хорошо спланированные акции, популяризирующие в обществе идеи фашизма?
Нынче поклонников Третьего рейха принято называть скинхедами. Сколько их? Могут ли они стать реальной угрозой стабильности общества?
Забывшие историю
ПЕРВЫЕ скины в Москве появились в конце 80-х гг. Сейчас, по мнению экспертов, во всём столичном регионе настоящих приверженцев фашизма около 300 чел. Идеологам 30-40 лет, практически все они либо сидят в тюрьме, либо недавно освободились: пропуском в движение является чужая жизнь. Неофит обязан на глазах у товарищей убить иноземца, только тогда он будет считаться "бритоголовым". "Все остальные участники неформальных организаций - подростки в возрасте от 16 до 23 лет, и большинство из них мало что знают о скинхедстве в целом, - говорит сотрудник правоохранительных органов Евгений К. - Они играют. С удовольствием носят униформу, участвуют в драках, с пафосом говорят о себе: "Я - патриот". Перед избиением "чужих" в электричках читают пассажирам пространную лекцию, что "хотят прилюдно покарать обидчиков русского народа. Хотя многие из них не смогли осилить даже "программное" произведение фашистов "Mein Kampf".
"Если бы не разрушили систему воспитания, - говорит социолог Александр Тарасов, - вполне возможно, мы бы не получили такое количество скинхедов. Первое поколение "бритоголовых" училось в школах в 90-х гг., в это время существовала доктрина: воспитание - пережиток тоталитаризма, школа должна давать только знания. Мало того, во многих школьных предметах - история, обществознание - началась борьба с советским прошлым. Дело доходило до того, что в учебниках Гитлер назывался чуть ли не жертвой: якобы у него не было другого выхода, иначе бы Сталин напал на Германию. И подводился итог войны: для мирового сообщества победа СССР над фашизмом привела к негативным последствиям. Советское влияние распространилось на всю Восточную Европу. Естественно, многие подростки начали испытывать симпатию к Гитлеру. Одновременно стала издаваться профашистская литература. С разрешения чиновников в свет начало выходить издание профашистских авторов, горячих поклонников Гитлера. Многие вспоминали чилийского лидера Пиночета. Быть ультраправым или фашистом стало модно - число скинхедов резко возросло".
Не нужно забывать и про экономический кризис. В конце 90-х многие москвичи потеряли работу, резко подскочило число разводов: бывшие мужья, не способные обеспечивать семью, спивались. Именно в этот период был зарегистрирован пик мужских самоубийств, характерный для стран третьего мира. Женщины устраивались сразу в несколько организаций и "тянули" ребёнка. Естественно, дети чаще всего были предоставлены сами себе и влиянию улицы. Прибавьте к этому подростковую агрессивность и максимализм, резкое социальное неравенство. В такой ситуации очень хочется найти врага, и сделать это легко.
Расовый грабёж
СЕГОДНЯ в рядах скинов, с одной стороны, молодые ребята - выходцы из неблагополучных семей. "Как правило, они живут на окраинах столицы или в подмосковных городах, - говорит Евгений К. - И расовая ненависть, по существу, прикрывает экономическую выгоду: они нападают и грабят тех, у кого в кармане деньги есть всегда, - работников рынков. Таких парней легко используют для решения чьих-то проблем: например, нанимают, чтобы разгромить палатки конкурента по рынку или же чтобы вызвать в обществе определённую реакцию. Может, это совпадение, но закон о противодействии экстремизму не могли принять очень долго, а вот после побоища на Тверской (во время футбольного матча с Японией) приняли практически мгновенно. Среди "тренеров"-националистов часто встречаются ребята, участвовавшие в боевых действиях - они тренируют молодняк, обучают приёмам рукопашного боя, стрельбе. Так они находят своё место на гражданке, других вариантов им не предлагают".
"Появилось и новое поколение "бритоголовых", - продолжает Александр Тарасов. - Лозунги у него прежние, изменилась причина ненависти. После погромов в Ясеневе и Царицыне составили картотеку московских скинов. Оказалось, что у большей части "боевиков" материально благополучные семьи, родители подростков занимаются малым и средним бизнесом, в основном в сфере торговли и обслуживания. Дети воспринимают себя как наследники дела, а приезжих, соответственно, как конкурентов. У этнической ненависти появилась экономическая подоплёка".
И наконец, те 300 истинных "спартанцев". "Сейчас во многом разрозненное движение оформилось, - говорит эксперт по экстремизму адвокат Сергей Беликов. - Ведь, по идее, скинхед - состояние переходное. Организация потеряла в численности: часть бывших подростков "вернулась" к нормальной жизни, поступила в институт, обзавелась семьей. Остались те, кто придерживается ультраправых взглядов: они умны, образованны, больше не устраивают PR-акций. Если и убивают, то грамотно и профессионально: один выстрел в голову или один удар ножом. Показательных избиений практически нет. При подготовке тщательно разрабатываются версии, что нужно говорить, если задержит милиция. Новый скинхед никогда не скажет, что убийство совершил по идейным соображениям, всё сведёт к обычной бытовой ссоре. Субкультура постепенно отходит на второй план: скины больше не бреются наголо, не носят массивных ботинок и отказываются от показательной демонстрации силы. "Бритоголовые" растворились в обществе, слились с ним".
Есть опасность, что и общество начинает воспринимать их как своих.
Откуда что взялось
МОЖЕТ быть, сейчас это прозвучит фантастически, но в старой Москве ксенофобии как таковой не существовало.
Казалось бы, причин не любить тех же татар у москвичей последней четверти XIV в. было предостаточно - вспомнить хотя бы Тохтамышево взятие и сожжение Москвы в 1382 г. То же самое касается и западных соседей, литовцев - Ольгердово разорение было ничуть не менее болезненным, чем татарское, однако ни литовских, ни татарских погромов не наблюдалось. Может быть, ещё и потому, что ни те, ни другие не стремились осесть на Москве. Но и столетие спустя, когда в столицу хлынули новые насельники различных национальностей - от фрязов (итальянцев) до тех же татар, литовцев и кавказцев, проблем не возникало.
Единственное проявление ксенофобии, которое можно притянуть за уши, - взаимная ненависть "никониан" и "двоеперстцев" после церковного раскола в середине XVII в. Но, к чести москвичей, это не вылилось в масштабную религиозную резню наподобие парижской Варфоломеевской ночи, когда одним махом католики ухлопали чуть не 9 тыс. гугенотов.
Более-менее "нормальные" проявления ксенофобии зарегистрированы только после долгого существования в Москве Немецкой слободы и кирхи. Но и в этот раз до избиений и убийств дело не дошло - москвичи ограничивались насмешками и издёвками над немцами, над их платьем и обычаями. Призыв же патриарха Иоакима "сотворить Немецкую слободу пусту", то есть устроить массовый погром, народной поддержки не получил.
А как считаете вы?
1. Есть ли в обществе предпосылки (и какие) к тому, что малочисленное пока движение скинхедов обретёт больше сторонников?
1. Как, воспитывая патриота, не воспитать националиста?
2. Что должно предпринять государство, чтобы защитить своих граждан от распространения чуждой идеологической заразы?
Напишите нам metelitsa@aif.ru