Примерное время чтения: 5 минут
88

Два пугала: рейтинг и формат

Композитора и музыканта, знаменитого саксофониста Алексея КОЗЛОВА часто называли "типичным представителем культурного андеграунда сталинско-брежневских времён". И сейчас он, по сути, находится в андеграунде.

- АЛЕКСЕЙ Семёнович, почему вдруг такая позиция? Неужели андеграунд настолько привлекателен?

- Для джазмена это привычное и вполне естественное состояние. А сейчас скажу, быть может, неожиданную вещь: при тоталитаризме у талантливых людей возможностей реализовать себя было гораздо больше, чем сейчас. Если посмотреть на звёзд советской эстрады, станет ясно, что все они сделались популярными благодаря государственной системе, рассчитанной на целенаправленный поиск талантов. В СССР существовала система художественной самодеятельности, финансируемая профсоюзами, которые организовывали смотры и конкурсы. На всех уровнях - от сельского или школьного до республиканского и всесоюзного. Это работало на поиск и выявление талантливых людей и освещалось различными СМИ. Чего стоила одна только передача "Алло! Мы ищем таланты!". Другое дело, что конкретный талант, пробившись, был обязан обслуживать советскую идеологию, за что и приобретал официальное признание и большие возможности.

- А те, кто не хотел быть прислужником?

- Они, как говорится, "выпадали в осадок", оказывались в андеграунде. Писатели и поэты, а также философы и учёные, не желавшие обслуживать марксизм, писали "в стол", работая нередко истопниками в котельных, сторожами в булочных, чтобы прокормиться. Джазмены и рок-музыканты числились в кружках художественной самодеятельности, что давало им возможность репетировать и пользоваться государственной аппаратурой.

- А сейчас, когда у всех полная свобода и нет никакой идеологии, почему вы вновь в андеграунде?

- То, что мы сейчас условно считаем андеграундом, скорее имеет название "субкультура", когда тебя игнорируют практически все средства массовой информации, главным из которых остаётся телевидение. И здесь вступили в силу два таких фактора, как "рейтинг" и "формат". Рейтинг, как принято считать, чисто количественный показатель, важный прежде всего для тех, кто даёт рекламу на ТВ. Я подозреваю, что наше государственное телевидение пока полностью зависит от вкусов рекламодателей, которые на своё усмотрение решают, что соберёт наибольшую аудиторию у экранов телевизоров. А те, кто формирует программы, ориентируются на массового зрителя, на обывателя, совершенно игнорируя небольшую часть интеллигентной аудитории, которая уже в своём большинстве смотрит только программы зарубежного спутникового телевидения. Тем, кто пока финансирует наше гостелевидение, совершенно безразличны вкусы да и мнение российской интеллектуальной элиты. Главное - массовость, рейтинг!

Но гораздо интереснее обстоит дело с понятием "формат". Казалось бы, это относится к стилю, к жанру. Ведь для большинства телеканалов, за исключением, может быть, "Культуры", вся музыка стала вне формата. Осталась одна "Фабрика звёзд" - это типичный формат. Давно вытеснены из эфира такие программы, как "Вокзал мечты" Юрия Башмета, "Музыка и мы", "Программа А", образовательные программы Святослава Бэлзы, не говоря уже о моих "Весь этот джаз" или "Импровизация на тему". Всё, что мало-мальски серьёзно и имеет какой-либо намёк на просветительство, в формат не попадает. Есть ещё один скрытый смысл понятия "формат" - уровень качества. Сегодняшний формат относительно музыкальных программ представляет (и не только у нас) средний уровень таланта авторов и исполнителей. И здесь нет никакого парадокса. Чтобы иметь максимум прибыли, воротилы поп-бизнеса постепенно отказались от пропаганды наиболее талантливых и самобытных личностей. Всё рассчитано на усреднённый вкус обывателей, которых в миллион раз больше, чем людей с изощрённым вкусом. Да и талантов природа создаёт не так много. Так что бизнес на них не построишь.

- Выходит, если хоть раз показать настоящее, то после этого суррогат не продашь?

- Именно так и есть. Поэтому нашего телезрителя намеренно сажают на иглу серого, фонограммного музтовара, выдавая это за высшее качество. Кстати, за счёт частого и бессмысленного употребления обесценены такие слова, как "звезда" или "народный артист". Раньше была хоть какая-то возможность пробиться в СМИ, обходя советские препоны и рогатки, играя в различные игры с властями. Сейчас, во времена новорусского капитализма, такой возможности вообще нет.

- Полная безнадёга?..

- Нет, что вы! Как и на Западе, истинная российская культура в своём подавляющем большинстве продолжает развиваться в особом, независимом слое, в экономическом андеграунде, то есть в субкультуре, вне СМИ. Там формат совсем иной. Чем талантливее, тем лучше. Существует немало фондов и спонсоров, выискивающих и поддерживающих молодых талантливых людей, не давая гибнуть и тем, кто добился успеха в прежние времена. Пока в России слой такой субкультуры ещё недостаточен по сравнению с Западом. Но ведь там капитализм существует несколько столетий, а у нас...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно