Примерное время чтения: 4 минуты
141

Чёрные и цветные

Уже много лет правоохранительные органы Московского региона не могут справиться с воровством проводов ЛЭП, труб, арматуры, металлоконструкций. Вокруг вторичного оборота чёрного и цветного металлов крутятся громадные деньги.

Бомжи и дачники

В ПОДМОСКОВЬЕ постоянно действуют несколько сотен конкурирующих полукриминальных групп, зарабатывающих на сдаче металла. У них своеобразная иерархия и распределение ролей. Низшая каста - "металлисты". Большинство входящих в неё людей - бомжи, живущие в заброшенных домах, вагончиках и построенных из подножных материалов лачугах. В "металлисты" подаются люди из разных регионов России и ближнего зарубежья, приехавшие в столицу в поисках хорошей жизни. Именно на их совести большинство "оголённых" ЛЭП и прочих коммуникаций. Бизнес рискованный: многие гибнут от ударов током, разбиваются, падая с высоты, убивают друг друга в баталиях за металл. Их же чаще других ловит милиция. "Недавно у одной женщины из нашей группы умер муж, - жалуется девушка Лена, приехавшая в Звенигород из Твери. - Пришлось закапывать в песчаном карьере. Летом, когда спрос больше, мы зарабатывали до 100 долл. в день на брата. Сейчас хорошо, если по 500 руб., - зимой серьёзный спад интереса. Работа в прямом смысле тяжёлая - железяки таскаем! Иногда заезжают большегрузные машины, и приходится разгружать по несколько тонн в день!"

Подрабатывают сбором металла и многие дачники. В сезон ездят на собственных авто по свалкам, где пытаются договориться с руководством о возможности первыми разбираться с новопривезёнными кучами разномастного мусора. Не брезгуют владельцы фазенд и возможностью воспользоваться тем, что где-то что-то "плохо лежит, стоит или висит". Одно время какой-то сметливый москвич воровал и сдавал крышки от водопроводных и канализационных люков, а также спиливал в колодцах краны и трубы.

Скупка краденого

ОДНАКО самую серьёзную проблему, по словам милиционеров, составляют хорошо организованные шайки металлодобытчиков. "У этих ребят всё поставлено на широкую ногу, - рассказывает Дмитрий Ш., оперативник УБЭП ГУВД по МО. - Есть свой транспорт - грузовики; разведка - молодые ребята разыскивают заброшенные или плохо охраняемые объекты, где можно спилить и увезти металлоконструкции; бухгалтеры, ведущие книги доходов и расходов, и даже менеджеры, занимающиеся переговорами с компаньонами из других регионов. Они открывают собственные, нигде не зарегистрированные приёмные пункты, скупают металл (чаще всего цветной) у мелких воров и наркоманов. Вывозят добычу грузовиками и сдают оптовикам".

По данным правоохранительных органов, оптовики открыли в области и столице несколько тысяч полулегальных пунктов по приёму металла. Нередко документы на эту деятельность выдаются московскими властями, а пункт работает на территории Подмосковья. Много раз милиционеры выявляли людей, которые вели приёмку сырья без каких-либо документов либо показывали фальшивки - точные копии разрешающих бумаг, оформленных на... другие фирмы. "Хотя по закону официальные приёмщики не имеют права брать, к примеру, обожжённые кабели (выкопав из земли кабель, охотники за металлом обжигают его, чтобы избавиться от толстого слоя изоляции. - Авт.), - объясняет Дмитрий Ш., - но жадность пересиливает. И кабели принимаются под видом лома. В этом случае мы можем наложить санкции и даже приостановить деятельность фирмы на 48 часов. Однако чаще всего дело закончится сравнительно небольшим штрафом. В действующем законодательстве нет статьи, наказывающей за скупку краденого. Большинство оптовиков имеют свои или берут в аренду чужие цеха со станками, где крошат, режут и измельчают собранный металл. В таком виде его перепродают на производства. Маржа перекупщиков, берущих товар у "металлистов" и реализующих на производства, может составлять 200-300%".

По словам оперативников, 90% всего металла, проходящего через приёмки, где-то украдено. Поскольку металлические изделия сдают на вес, их реальная стоимость может в тысячи раз превышать суммы, получаемые собирателями. Был случай: скупщикам пригнали... трактора и пытались получить за них деньги. Но в связи с тем, что за угон или воровство автотранспорта по предварительному сговору можно получить срок, "трактористы" уехали несолоно хлебавши. Наладить эффективную борьбу с расхитителями, не введя серьёзного наказания за скупку любых предметов, происхождение которых вызывает серьёзные сомнения, практически невозможно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно