26 декабря из-за наплыва пассажиров на станции "Парк культуры" сотрудники милиции были вынуждены закрыть несколько дверей на вход и остановить один из эскалаторов. Иначе могла возникнуть давка.
CТОЛИЧНОЕ метро с трудом справляется с пассажиропотоком. Четыре линии перегружены на 30%, поезда по ним в часы пик ходят с минимальным интервалом в 90 секунд. Из числа наиболее "забитых" станций выделяют "Выхино", "Юго-Западную", "Новогиреево", "ВДНХ", "Речной вокзал", "Щёлковскую" - через них ежедневно проходят 100-150 тыс. чел. На "Выхино" пассажиропоток в утренние часы превышает норматив на 12 тыс. чел.
Превентивные меры
КОНЕЧНО, проблема гораздо шире. Сам мегаполис давно превратился в гигантскую пробку. В праздничные дни или в случае непогоды "стоят" все главные автомобильные магистрали столицы. Так, 25 января, когда шёл интенсивный снегопад, на большинстве участков МКАД образовались многокилометровые пробки, а число ДТП возросло на 15%. В такие дни представители городских властей обращаются к автолюбителям с одной просьбой - оставить на время своих железных коней и пересесть на общественный транспорт. Но есть ли в этом смысл, если в подземке образуются свои "пробки"?
Персонал метрополитена пытается изменить ситуацию. Работает Ситуационный центр - диспетчеры в режиме реального времени оценивают обстановку сразу на всех линиях и оперативно принимают решения. "На самых загруженных станциях установлены реверсивные турникеты - они могут работать как на вход, так и на выход. Увеличено число турникетов на "Выхино", - рассказали в Службе движения метрополитена. - На некоторых станциях откроем дополнительные билетные кассы, чтобы уменьшить очереди. Есть возможность оптимизировать схему движения пассажиров на загруженных пересадочных узлах".
Но подобные меры помогут лишь на определённое время. Длина платформ ограничена, стенки тоннелей и переходов не раздвинешь. Что дальше? Строить новые линии и пересадочные узлы? Но, например, начальник столичной подземки Дмитрий Гаев высказался резко против открытия ст. "Жулебино", намеченного на 2012 г.: "Мы только получим дополнительно 20 тыс. пассажиров. Значит, жители Рязанского проспекта не сядут в метро вообще". Аналогичную оценку дал он и перспективе протянуть Замоскворецкую линию до Химок: "Люди не смогут сесть в метро на ст. "Речной вокзал".
Есть ли варианты?
НАЛИЦО парадокс: метро необходимо развивать, но от этого возрастёт пассажиропоток, который и так на пределе. "На самом деле парадокс кажущийся, - уверяют в пресс-службе метрополитена. - Речь не о том, чтобы удлинять уже перегруженные линии. Речь о строительстве новых, в первую очередь - второго кольца, которое будет расположено в двух-трёх станциях к периферии от ныне существующего". Правда, к его разработке администрация Метростроя готова приступить лишь в 2009 г.
Но почему надо обязательно наращивать мощности только одного транспортного предприятия? Разве не эффективнее совмещать несколько видов скоростного транспорта? Скажем, в Париже существует как подземное метро, так и надземное, расположенное на эстакадах. Во многих мегаполисах метро удачно соседствует со скоростными трамваями. Увы, Москва здесь отстала от других столиц. Например, у нас есть монорельсовая дорога, но она работает в экскурсионном режиме: всего 6 станций, поезда ходят с большими интервалами и с маленькой скоростью (25 км/ч). Что касается скоростного трамвая, то решение о его создании приняли лишь 4 месяца назад. И пока этот проект находится в стадии разработки документации. Первая линия пройдёт вдоль шоссе Энтузиастов. Под скоростной трамвай выделят отдельные полосы, и уже сейчас ясно, что это может ухудшить ситуацию на дорогах. Значит, трамвай придётся поднимать на отдельную эстакаду. Имеет смысл обратить внимание и на перспективные научно-технические решения. Например, на проект экспресса на магнитной подушке (такой недавно был запущен в Шанхае), а то и на более фантастическую идею - создание пневматического метро.
Пневмометро
ЕЩЁ в ХIХ веке в разных странах осуществлялись попытки создать пневматический транспорт. Движение поезда в герметичном тоннеле происходит за счёт перепада давления: либо воздух откачивается перед составом, либо, наоборот, нагнетается позади него. Идею пытались реализовывать в Англии, Ирландии, Франции и США - там строили трассы пневматического метро. Они просуществовали четверть века.
Сейчас пневмопроекты вновь могут быть востребованы. "Необязательно создавать тягу одним только перепадом давления спереди и позади состава. Воздух из трубы необходимо откачивать, чтобы он не оказывал сопротивления поезду, а двигаться тот будет благодаря подвеске в магнитном поле, - говорит изобретатель Владимир Третьяков. - Составу даже не придётся касаться стен трубы, он будет "лететь". В Москве такую пневмотрассу целесообразно сделать кольцевой, чтобы она опоясывала город между Третьим транспортным кольцом и МКАД. В точках пересечения с обычным метро необходимо построить пересадочные узлы".
Спускаясь каждый день в подземку, особенно в часы пик, мы преодолеваем несколько мест, которые представляют потенциальную опасность для жизни. Помните ли вы об этом? Знаете, как надо себя вести?
ВЕСТИБЮЛЬ. Первая опасность - двери. Не забывайте их придерживать при входе, они тяжёлые, и можно получить удар от прошедшего впереди вас пассажира. Вестибюли многих станций оборудованы канализационными решётками. Будьте внимательны, старайтесь не ронять в них ценные вещи и не попадать шпилькой. Покупайте билеты заранее: не тогда, когда их срок действия закончился, а когда мало народу к кассе.
ЭСКАЛАТОР. Самые травмоопасные места - при входе на эскалатор и при выходе. Смотрите под ноги, маленьких детей и животных берите на руки. На эскалаторе не жестикулируйте, иначе есть риск задеть проходящих мимо людей. Если в "гребёнку" попала одежда, сразу же зовите на помощь дежурного у эскалатора. Можно воспользоваться и краном "стоп", расположенным на балюстраде машины.
ПЛАТФОРМА. Держитесь подальше от края платформы и смотрите под ноги. Если упали на путь, попросите окружающих сообщить о происшествии работникам станции и быстро идите в начало платформы по ходу поезда до чёрно-белой рейки. Теперь вы в безопасности, осталось дождаться работника метрополитена. Если при падении получили травму или видите приближающийся поезд, ложитесь лицом вниз в лоток между рельсами головой к поезду, прижмитесь и не шевелитесь. Ни в коем случае не старайтесь вскарабкаться самостоятельно на платформу или спрятаться под ней - вдоль края платформы проходит контактный рельс с напряжением 825 В.
А вот если вы уронили сумочку или плеер на пути, сообщите дежурному по станции или милиционеру - "пропажу" вам быстро вернут.
ВАГОН. Традиционно при входе в вагон происходит давка. Подготовьтесь к ней: соберите в хвост распущенные волосы, шарф и развевающиеся полы одежды лучше прижать к телу, плеер, книгу, перчатки и т. п. сразу положите в сумку и застегните на молнию, а саму сумку прижмите к животу обеими руками. При посадке не забывайте про глубокую щель между вагоном и платформой. Если ваша нога соскользнула, не стесняйтесь - кричите, чтобы остальные пассажиры помогли вам выбраться. Для верности можете схватить соседа за руку. Место в вагоне лучше занимать недалеко от выхода и желательно рядом с кнопкой экстренного вызова машиниста. Так будет легче выйти, если станет плохо, через связь "пассажир - машинист" можно попросить вызвать врача или сообщить о ЧП в вагоне, скажем, о драке или возгорании. Правда, здесь легко стать жертвой ограбления. Так что следите за сумкой и карманами.
ПЕРЕХОД. Главное при переходе - следовать указателям и не идти против течения. Если вы пожилой человек или чувствуете себя не очень хорошо, идите ближе к стене.
ИЗ ХРОНИКИ ПРОИСШЕСТВИЙ
2007 г. 15 января. В коллекторе между ст. "Павелецкая"-кольцевая и "Павелецкая"-радиальная произошло короткое замыкание. Площадь возгорания составила 4 м2. Из-за сильного задымления переход между станциями был закрыт на 1,5 часа. Поезда проезжали станции без остановки.
2006 г. 23 ноября. На ст. м. "Отрадное" на рельсы упал мужчина. Всё закончилось благополучно. Вечером на ст. м. "Бауманская" на рельсы упал ещё один пассажир. Машинист успел затормозить.
9 ноября. На ст. м. "Красносельская" на рельсы упала женщина. Движение поездов на участке от ст. "Красносельская" до "Улицы Подбельского" остановили на 15 мин. А с платформы ст. "Таганская" на пути "спикировал" пьяный. К счастью, он самостоятельно поднялся на ноги и дошёл до въезда в туннель.
23 августа. В час пик на ст. "Комсомольская" мужчина упал на рельсы. После того как с рельсов сняли напряжение, он отправился домой.
29 июня. Перебои в работе светофоров произошли на Филёвской линии - от ст. м. "Александровский сад" до "Смоленской". Машинистам пришлось вести составы по указанию диспетчера. Интервалы между поездами были увеличены, на платформе образовалось столпотворение. Люди давили друг друга и задыхались (воздух на станциях продувается за счёт поездов, которые при движении выталкивают воздушную подушку).
28 июня. Машинист электропоезда, курсирующего по Замоскворецкой линии, заснул на рабочем месте. Поезд без остановки пронёсся мимо ст. "Динамо". Пассажиры нажали кнопку вызова и разбудили машиниста. (В конце мая на ст. "Университет" поезд проехал без остановки на красный сигнал светофора. Выяснилось, что машинист накануне до полуночи готовился к занятиям в институте и уснул.)
17 апреля. Пенсионерка упала с платформы на ст. м. "Полежаевская" прямо перед идущим электропоездом. Женщину с переломом стопы и сотрясением мозга отправили в больницу.
Маленькие хитрости
1. РАНЬШЕ все искали работу рядом со станцией метро, теперь лучше найти неподалёку от дома. Безусловно, этот совет подойдёт не всем, а людям таких профессий, как бухгалтер, продавец, парикмахер и т. д. - географическое расположение конторы не так уж и важно.
2. ИНТЕРНЕТ предоставил нам новые возможности. Поговорите с руководством, может быть, ваше присутствие на работе в определённые дни не так уж и обязательно. Документы можно посылать по электронной почте.
3. СВЕРЬТЕ "подземный" маршрут с картой города: вполне возможно, что до станции назначения легче добраться на автобусе или троллейбусе, а то и пешком.
НАПРИМЕР, от ст. м. "Цветной бульвар" до ст. м. "Сухаревская" можно дойти быстрым шагом за 10 мин. Так удастся избежать толкучки и двух пересадок (с Серпуховской на Кольцевую линию и с "кольца" на Калужско-Рижскую ветку), не говоря уж о том, что путь в метро займёт гораздо больше времени. От ст. м. "Чистые пруды", скажем, до "Пушкинской" можно добраться без пересадки, если прогуляться от ст. м. "Чистые пруды" до ст. м. "Кузнецкий мост". Путь займёт примерно 20 мин. От ст. м. "Октябрьская" ("кольцо" и радиальная) до ст. м. "Полянка" ходит троллейбус, который спасёт как минимум от двух пересадок и сэкономит 10-15 мин. Правда, если не будет пробок. От ст. м. "Пролетарская" можно за 10 мин. добраться до ст. м. "Автозаводская" - на троллейбусе или маршрутке. На аналогичный "подземный" путь уйдёт как минимум 30 мин. В общем, таких маршрутов - масса, главное - отыскать наиболее удобный для себя. Между прочим, узнать, как добраться до точки назначения, можно от оператора колонны экстренного вызова, установленной на каждой станции метро.
Башмаки без шпильки
А ВОТ несколько советов, которые дают друг другу сами пассажиры.
lenin: Самая ужасная обувь для метро - шпильки и высокие каблуки. Зимой невозможно забраться по скользким мраморным лестницам - предмету законной гордости строителей метрополитена. Каблук проваливается в решётки для стока воды в самом вестибюле. Так что самая лучшая обувь для метро - кроссовки.
mara: Эпизодически чувствую страх в вагоне. Тогда занимаю себя тем, что пытаюсь отыскать ошибки в рекламных плакатах или придумываю смешные биографии каждому из пассажиров. Помогает!
nika: Всегда захожу в самую последнюю дверь вагона, там лучше работает система вентиляции. Особенно это выручает летом.
Виктор: Автомобилисту метро - как пытка. Никто не соблюдает ни "рядов", ни скоростных режимов. В "крайнем левом" еле тащатся, в "крайнем правом" бегут как сумасшедшие. Перестраиваются без поворотника, дорогу "как препятствие справа" не уступают. Может, часть ПДД перенести и в метро? Скажем, пусть "по стенке" идут те, кто не хочет бежать, а в "крайнем левом" - те, кто спешит. Может, тогда будет меньше давки.
Olga: Меня удивляют некоторые люди, маниакально стремящиеся на Кольцевую линию. Она и без того забита до предела!!! Перейти на Таганскую ветку с Серпуховской можно не только по "кольцу", но и на ст. м. "Чеховская" - "Пушкинская". Может, для этого вам придётся проехать лишнюю станцию, но всё равно выйдет быстрее.
Андрей ЮРЕВИЧ, зам. директора Института психологии РАН:
- В ПРИНЦИПЕ толпа в метро большой опасности не представляет. Она может стать опасной лишь в условиях давки. Но когда в позапрошлом году в московском метро пассажиры были временно заблокированы, они вели себя спокойно, паники не было, и давки не возникло. Случайная толпа оказалась способной к самоорганизации. Нетрудно заметить и то, что пассажиры в метро спокойно относятся к "естественным" препятствиям - турникетам, ступенькам и т. д., но резко негативно - к препятствиям искусственного характера, например, когда один из двух эскалаторов был отключён по непонятным причинам. Сам человек тоже может превратиться в "препятствие": современная молодёжь, например, постоянно демонстрирует свою "крутизну", принципиально не уступая места пожилым людям, занимая сразу два места, стоя у дверей вагона и перегораживая другим дорогу. Хорошо, что не все ведут себя так: упавшему помогают подняться и, если надо, вызовут врача. Но, если упавший воспринимается как пьяный, ему редко помогают. Хотя и подвыпивший человек также нуждается в помощи.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Раскройте секреты своего передвижения по метро: как вам удаётся сэкономить время или обойти "пробки" в подземке. А может, у вас есть предложения, как сделать наше пребывание в самом общественном виде транспорта более комфортным?
Пишите: metelitsa@aif.ru
Смотрите также: