Как вы помните, одна из участниц нашего проекта, Ирина Кречетова, обзвонила 5 мест работы по направлениям Службы занятости. В двух из них Ирине пообещали перезвонить, но до сих пор не сделали этого, одно из мест оказалось занято. Но в мебельной компании, куда Ирина направила своё резюме, нашей героине назначили собеседование.
ПЕРВЫМ, с кем ей предстояло поговорить, был начальник отдела кадров. Он ознакомился с резюме до встречи с Ириной (получил его по электронной почте), поэтому в личной беседе она лишь кратко рассказала о своём опыте. "Несмотря на то что я работала менеджером по продажам, должна честно признаться, торговля - это не совсем моё, - мельком заметила Ирина. И действительно, даже на страницах нашей газеты она упоминала о желании найти работу по своей специальности (инженер-системотехник). Далее последовали вопросы о навыках - умеет ли работать с компьютером, какие программы освоила, есть ли представление о черчении на экране. Получив ответы, начальник отдела кадров объяснил: "Дело в том, что у нас имеется ещё одна вакансия - специалиста технического отдела, с вашим образованием и опытом работы вы больше подходите для неё". После разговора нашу героиню попросили заполнить анкету - в неё нужно было внести данные из резюме, указать уровень желаемой зарплаты (для Ирины это 24 тыс. руб.), образование.
ВТОРАЯ часть собеседования проходила уже в присутствии начальника технического отдела. "Суть работы техспециалиста - компьютерные расчёты экспериментальных моделей мебели, индивидуальные, нестандартные заказы", - пояснил он. Ирина сразу созналась, что подобного опыта у неё нет, но она готова учиться во время работы, пусть и получая меньший оклад. Ведь это действительно та техническая, ответственная и скрупулёзная работа, о которой мечтала наша героиня! "Если вы нам подойдёте, специально для вас мы установим испытательный срок длиной в три месяца, в течение которого вы должны будете обучиться", - резюмировали итог встречи начальники отделов.
ТРЕТЬЕ собеседование, которое нужно было пройти Ирине, - с коммерческим директором. Разговор касался общечеловеческих моментов. Например, директор предложил нашей героине расставить приоритеты. Что для неё важнее - уровень заработной платы, соцпакет или интересная работа? "На первое место поставила интерес, на второе - соцпакет (например, на одном из мест работы мне отказывались завести трудовую книжку - это и послужило поводом для ухода, я некомфортно чувствую себя в полулегальных условиях) и только на третье - зарплату", - рассказала героиня, вернувшись со встречи.
Узнать результаты собеседований Ирина Кречетова сможет через неделю. Мы обязательно напишем о них!
10 главных "не" интервью
Советует Юрий ВИРОВЕЦ, генеральный директор компании HeadHunter (hh.ru):
1. Не опаздывайте. Вы сразу зарекомендуете себя как безответственный и ненадёжный сотрудник. Если случилось что-то непредвиденное, обязательно предупредите интервьюера о задержке.
2. Не приходите во фривольной или слишком яркой одежде. Даже если вы претендуете на должность дизайнера или курьера, оденьтесь на собеседование сдержанно и, естественно, опрятно.
3. Не ведите себя развязно. Кому нужны наглые сотрудники?
4. Не перебивайте интервьюера. Внимательно слушайте вопросы hr-менеджера и не начинайте отвечать, прежде чем он закончит.
5. Не ругайте бывших работодателей. Соискатели очень часто начинают негативно отзываться о предыдущих местах работы и начальниках. Этого нельзя делать ни в коем случае, поскольку потенциальный работодатель сразу проецирует негатив на себя и невольно предполагает, что при увольнении вы будете плохо говорить и о нём.
6. Не говорите много. Зачастую люди испытывают потребность быть выслушанными и, получив такую возможность, начинают "изливать душу" интервьюеру, что, разумеется, может отрицательно сказаться на результатах собеседования.
7. Не уходите от ответов на вопросы, даже если они застигли вас врасплох. Например, увидев в вашем резюме слово "коммуникабельный", интервьюер может спросить, готовы ли вы пойти на улицу торговать гербалайфом. Также на собеседованиях часто задают вопрос об увлечениях, будьте готовы рассказать о том, что вам интересно.
8. Не отказывайтесь выполнять предложенные работодателем задания. Чтобы узнать уровень компетенции и проверить уверенность в себе соискателя, hr-менеджеры часто предлагают выполнить какие-нибудь тесты. Например, программистов могут попросить решить задачу, сейлз-менеджеру - предложить аргументы, как уговорить "сложного" клиента купить продукт или услугу.
9. Не приходите неподготовленным. На собеседованиях часто задают вопросы на понимание целей и задач компании, потенциальных кризисов и возможностей выхода из них.
10. Не теряйте самообладания. Иногда hr-менеджеры проводят так называемые "стрессовые интервью" и задают много неприятных вопросов, чтобы проверить психологическую устойчивость кандидата. Например, у девушки могут спросить, почему она не слишком хорошо в тот день выглядит. В таких случаях нужно соблюдать максимальную корректность и не терять самоконтроля.
Правила поведения:
• Перед собеседованием постарайтесь узнать о компании, в которую вы устраиваетесь, максимум информации - ищите её в Интернете, специализированных изданиях, среди знакомых. У потенциального работодателя не должно сложиться ощущения, что вы слышите о компании впервые.
• Приходя на собеседование, обязательно имейте с собой резюме в распечатанном виде (желательно - в нескольких экземплярах), даже если до этого вы высылали работодателю его по электронной почте.
• Во время беседы держите наготове ручку и блокнот. Если понадобится что-то записать, вы сможете это сделать, не нарушая хода и настроения беседы.
• Не одевайтесь так, как вам несвойственно. Не стоит доставать из шкафа деловой костюм, если вы не привыкли носить его. Психологический дискомфорт от стесняющей одежды испортит ваш образ - он попросту несовместим с уверенностью в себе.
• Будьте честными. Не врите в вопросах, касающихся ваших умений и навыков. Если вы скажете, что в совершенстве говорите по-английски или мастерски владеете компьютерными спецпрограммами, а на самом деле едва переводите со словарём и запускали программу всего пару раз, это очень быстро всплывёт на поверхность. Лучше признайтесь: "Да, я не разбираюсь в этом, но готов учиться".
• Психологи твердят без остановки: впечатление о человеке закладывается в течение первых 30 секунд. Прорепетируйте дома перед зеркалом начало беседы, представление и несколько первых фраз. Обратите особенное внимание на жесты и выражение лица!
• Не забудьте выключить звук у мобильного телефона на время разговора.
• Если вы чувствуете неуверенность или панику перед ответственным собеседованием, проконсультируйтесь с психологом.
Эти вопросы на собеседованиях с работодателем будут заданы обязательно!
• Поэтому ответы на них лучше заготовить заранее.
• Почему вы покинули предыдущее место работы?
• Кем вы видите себя через 5 лет?
• Что для вас важнее - интересная работа или высокая заработная плата?
• На какую оплату труда вы рассчитываете?
• Как на вас действуют конфликты в коллективе? Как вы ведёте себя в конфликтных ситуациях?
Интернет-поиск
ДРУГОЙ участник нашего реалити-проекта, Сергей Головачёв, остановился на поиске работы через Интернет.
"На сайте www.hh.ru откликов на моё резюме нет, и просмотрено оно было всего 6 раз, - рассказывает о своих "успехах" Сергей. - Видимо, немалую роль играет не только возрастной ценз, но и специфика подбора персонала через hh.ru (мало кто ищет руководителей таким образом). На этом портале я также подписался на уведомление о свежих вакансиях - на мою электронную почту ежедневно приходит до 5-7 вакансий по необходимым разделам - руководящие должности, область рекрутинга и консалтинга".
Кроме этого, наш герой зарегистрировался на сайте www.superjob.ru, также представляющем собой виртуальную службу поиска работы. "Раз в несколько дней я произвожу анализ резюме соискателей на порталах в моей возрастной категории и с аналогичными критериями выбора места работы. Это позволяет мне периодически редактировать своё резюме", - говорит Сергей.
По мнению рекрутеров, это очень важный аспект - не стоит "закидывать" свои данные в Интернет и терять с ними связь, нужно периодически обновлять анкету. Во-первых, это позволяет соответствовать требованиям работодателей (ведь вы просматриваете и их запросы, начинаете лучше понимать, что им нужно), а во-вторых, держит вашу анкету на верхних строчках как "обновлённую".
Психологические курсы
А НАША третья участница, Елена Путилова, по рекомендации психолога отправилась на курсы профкомпетенции. Что её ждёт там - читайте в следующем номере!