"Я езжу по Москве на машине и вижу... катастрофу," - высказался на прошлой неделе Эрнст-Ульрих Тилльманнс, представляя свои проекты на фестивале "Арх Москва".
НЕМЕЦКИЙ архитектор, глава европейского бюро "4А", имел в виду, что российская столица, стремительно застраиваясь, так же стремительно лишается зелёных насаждений, уплотняется и видоизменяется. И не всегда это хорошо.
ЗАЧЕМ, скажем, мы избавляемся от старых домов? По мнению г-на Тилльманнса, хрущёвки вполне могут сочетаться, например, с высотками. У Берлина, кстати, те же проблемы: во что бы то ни стало ликвидировать наследие ГДР в виде типовых, скучных с архитектурной точки зрения, малоэтажных домов. Но прошлое не нужно забывать - его нужно сохранять. Хотя бы частично. Те же дома, которые появляются на месте снесённых в Москве, во многих случаях претендуют на комфортность и даже на элитность. Но в немецкой столице под этим подразумевают не столько квадратные метры, сколько хорошую ландшафтную зону у дома. Сами же квартиры, как правило, меньшей площади, чем московские. Архитектора можно было бы упрекнуть в поверхностном подходе. Однако Тилльманнс работает в Москве сразу на нескольких объектах. Он придумал концепцию велнес-аквапарка в Строгине и оформление общественных помещений в жилом квартале неподалёку от Покровского-Стрешнева. А здания с выполненными им фасадами появятся в Хорошёво-Мневниках - на месте квартала пятиэтажек.
ПОЧЕМУ в самых дорогих районах Москвы улицы выглядят так же, как на окраинах, - битый асфальт, заполненные до отказа мусорные контейнеры, беспорядочно стоящие автомобили, скудная зелень? Этим вопросом задался архитектор из Голландии Барт Голдхорн. На фестивале "Арх Москва" он выступил куратором всей экспозиции. По его мнению, за последние 10 лет столичная архитектура стала более зрелой. Во всяком случае, проектировщики научились воплощать в жизнь идеи, долгое время остававшиеся бумажными. Некоторые представленные на выставке проекты уже реализуются на городских улицах: Школа телевизионного мастерства п/р В. Познера (М. Дмитровка), здания Детского театра эстрады (ул. Спартаковская и ул. Бауманская), многофункциональные комплексы от Сергея Чобана, Сергея Киселёва, мастерских Асадова, Гейченко, Лызлова и др. Но столичная архитектура всё ещё касается лишь отдельных зданий и их ближайшего окружения. Остоженка, по мнению Голдхорна, - музей под открытым небом. Самую дорогую улицу - столичную золотую милю - отсутствие чётко спланированной городской среды сделало похожей на многие другие. Здесь также как попало припаркованы машины, также неухожены некоторые дворы, также выборочно отреставрированы дома. Здания в городе должны быть связаны друг с другом, поскольку являются частью одного Генплана. Чтобы так было, нужно немного - вместе с домами планировать и улицы.