Примерное время чтения: 5 минут
66

Тарифы нас потопят

Федеральная служба по тарифам опять "порадовала": пройдёт полгода, и расценки на электроэнергию, отопление и водоснабжение "подскочат" аж на 20%. В цивилизованном обществе очередной рост цен должен быть оправдан. Неужели поставщики повысят качество услуг или предложат новые?

О чём поют монополисты

ПЕРВАЯ причина, на которую ссылаются компании, - инфляция, дескать, что ж вы хотите, жизнь дорожает. Но вот парадокс: инфляция в этом году должна составить всего 8-10%, а тарифы по сравнению с прошлым годом тем не менее выросли более чем на 15%. Прогноз на 2008 г. ещё более оптимистический - 6-7%. Но рост тарифов те же правительственные чиновники заложили уже на 18-20%. Правая рука не знает, что делает левая? "Инфляция - это только вершина айсберга, - считает Александр Крутов, депутат МГД. - Дорожает сам ресурс и стоимость его транспортировки, увеличиваются зарплаты и т. д.".


• ПОСМОТРИТЕ в свой кошелёк: увеличилась ли ваша зарплата или пенсия на 20%?


"Не забывайте и про перекрёстное субсидирование, - продолжает советник гендиректора "Мосэнерго-сбыта" Сергей Козловский. - Отрасль живёт благодаря дотациям государства. Население оплачивает лишь часть ресурса, а льготные категории - только половину от утверждённого тарифа. При таких условиях трудно просчитать прибыль и расходы. И это, естественно, влияет на ценообразование". В ОАО "МОЭК" тоже уверены, что тарифы повышаются на законных основаниях: "Индексирование в первую очередь связано с ростом цен на энергоресурсы и с ростом оптовых цен на материалы и услуги. Например, газ подорожает на 25%. А потом - средний тариф в этом году составляет 72% от реальной стоимости услуги. В следующем году он составит ориентировочно 73%".


• НО ВОТ хитрость: ни одна из компаний не хочет назвать ВЕЛИЧИНУ РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ УСЛУГИ, ссылаясь на коммерческую тайну. Откуда же мы знаем, что оплачиваем именно 72%, а не все 150%?


Дмитрий ЯНИН, председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей:

- СТОЛИЦЕ "везёт". Из ценового диапазона, который обычно предлагает Федеральная служба по тарифам, в городе утверждают максимально допустимые. Расценки на коммунальные услуги можно регулировать двумя способами. С помощью госэкспертизы: этот метод применяется сейчас и вызывает множество нареканий. А можно ликвидировать административные барьеры и создать наконец условия для свободной конкуренции. На рынок тут же выйдут новые и даже иногородние компании, которые в борьбе за потребителя либо снизят тарифы, либо повысят качество услуг. А сейчас область ЖКХ практически полностью зависит от государства. Монополисты не заинтересованы в повышении качества обслуживания или в предоставлении новых услуг: ведь потребителю всё равно деться некуда. Единственно, он может вообще отказаться от коммунальных услуг - сидеть без света, тепла и газа. Но что он этим докажет?!

О чём мечтают потребители

В ЕВРОПЕ поставщики борются за потребителя. Компании снижают расценки до минимума, предоставляют скидки наиболее пунктуальным и постоянным потребителям. А если у клиента возникли подозрения, что его обманули, он может обратиться за помощью в союз потребителей коммунальных услуг, существующий на государственные средства. Мы же пока можем только мечтать об услугах, которые могли бы предложить нам компании, если бы получали прибыль, стремясь работать лучше, а не тупо поднимая тарифы.

Галина Казачкова: "Из платёжки с удивлением узнали, что наша семья из 4 человек за месяц потратила 109 тыс. литров - более 900 л на человека в день!!! Разве это возможно?! Неужели нельзя ввести прозрачную систему расчёта по квартирным счётчикам, чтобы я реально видела, сколько трачу?!"

Александр Катунцев: "Недавно переехал из Казахстана, и меня поразило, что в Москве горячую воду отключают аж на 21 день. В Алма-Ате такая же централизованная система отопления, но воду отключают лишь на 2-5 дней! И перекрывают коммуникации не у всего района, а у одного дома. За лето профилактику проходят все здания. Почему же в столице России нельзя сделать так же? В то, что это, дескать, технически невозможно, не верю. Всё дело в документе, который позволяет отключать воду на 21 день: вентиль перекрыли, и можно никуда не торопиться. А то, что люди кастрюльки греют, - так ведь привыкли".

Ирина Репина: "Живу на последнем этаже. Зимой - окна нараспашку, жарко до одури - приходится "улицу отапливать" за свой счёт. Неужели нельзя придумать терморегулятор для батареи: повернул рычаг - и радиатор "сбросил" температуру, похолодало - включил на полную".

Виктор Деев: "Работаю дома на компьютере, "запоминаюсь" каждые 5 мин., ведь неизвестно, когда произойдёт очередной скачок напряжения. Я уж и предохранитель купил, но, видимо, этого недостаточно. Почему в доме не поменяют старую электропроводку, чтобы она выдерживала напряжение?"

Надежда Санчалова: "С мужем хотели выбрать повремёнку, но потом произошла вот какая история. Я на месяц попала в больницу, муж ездил ко мне каждый день, приходит счёт за межгород на 10 руб. Муж уверяет, что ни с кем не разговаривал. Я пришла на Тушинский телефонный узел и попыталась разобраться, но мне только нагрубили. 10 руб. - сумма смешная, но проблема не в этом: главное, что к телефону в отсутствие хозяев можно подключиться. И если выбирать "повремёнку", не сможешь доказать, что говорил по телефону гораздо меньше. Почему нельзя придумать какие-нибудь счётчики, которые "отключали" бы телефон на время отсутствия хозяев?"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно