В том, что реформа ЖКХ не движется, виноваты ДЕЗы
Полк`у ТСЖ не прибыло
Тарифы на коммунальные услуги все растут
Я ОПЛАЧИВАЮ коммунальные услуги раз в три месяца. И не жду благодарности от ДЕЗа и других контор за предоплату, просто мне дорого время. Но потратить его все равно придется: сначала, чтобы получить деньги за последние два месяца обратно, а потом, чтобы отдать их снова. С 1 ноября в моем районе нужно рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги по единой квитанции и никак по-другому. А тем, кто не дождался указаний и раньше времени потратился, например, за тепло, придется делать перерасчет. К сожалению, это не единственные недоразумения, которые происходят в жилищно-коммунальном хозяйстве. Реформе год, но очень похоже на то, что она толком и не началась.
Проблемы центров
КАК МОЖНО было бы решить проблему без моего участия? Ответ очевиден: организация, получившая деньги за тепло, со своего счета могла бы перевести их на счет Единого расчетного центра (ЕРЦ). И все. Но это слишком просто. Реформа ЖКХ не ищет легких путей. И населению придется потратить не только лишнее время, но и деньги на претворение этой самой реформы в жизнь. Например, почти все москвичи вместе с единой квитанцией получили и предупреждение: ПЛАТИТЬ ТОЛЬКО ПО НЕЙ.
Да, единая квитанция - очень удобно. К тому же ее не надо заполнять, в ней учтены льготы и субсидии, которые получают семьи, тратящие больше 13% своего дохода (по России эта цифра составляет 22%) на оплату услуг. (К слову, субсидии в Москве получают порядка 340 семей - 10% от общего количества, и более 3,3 млн. москвичей пользуются различными льготами.) Но дело в том, что не со всеми отделениями Сбербанка центры заключили договор на обслуживание. В переводе на общедоступный язык это значит, что кроме собственно денег за услуги придется заплатить банку несколько процентов за их перевод. Даже если речь идет о небольших суммах, об этом хотелось бы знать заранее.
Сейчас смысл реформы в том, чтобы постепенно перейти от дотирования предприятий ЖКХ к адресной социальной поддержке семей с низкими доходами. Но процесс поворота финансового потока от предприятий ЖКХ к населению труден. Для начала нужно создавать базу данных, в которой была бы сведена информация о льготах, субсидиях и количестве квартир. Скоро все ЕРЦ будут обладать этой информацией, и тогда финансовые потоки из бюджета потекут к москвичам, а от них - к организациям, оказывающим услуги. Но это когда будет. Пока же создание ЕРЦ укрепило позиции ДЕЗов. Ведь для создания некоторых из них были задействованы дезовское оборудование и помещения.
Товарищества без товарищей
ТОРМОЗЯТ ДЕЗы и создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Для многих ТСЖ, в которые объединяются продвинутые москвичи, - всего лишь "добровольная" 100%-ная оплата за коммунальные услуги. Остальные "преимущества" ТСЖ им не видны. Между тем немногим смелым (больше их за год не стало - общее число застыло около 700) ДЕЗы вставляют палки в колеса. Ведь любые товарищества зависят от чиновников на местах, а последние очень боятся, что вместе с обязанностями по эксплуатации жилья от них "уплывут" и деньги. Согласно реформе, они должны уплыть, и когда-нибудь так будет. Но не сегодня.
Пока ДЕЗы поймали волну и используют создание альтернативных себе компаний, создавая их... сами. На практике получается так, что они представляют интересы подрядчиков, но не тех, что делают дешевле и качественнее, а тех, с которыми у них есть собственные договоренности. Работая так, они со временем сливаются с подрядными компаниями. Представители городского хозяйства считают, что в этом нет противоречий. Это тоже расширение рынка подрядных организаций, когда одна более крупная принимает в свои ряды более мелкую. Как бы там ни было, новые старые ДЕЗы не заинтересованы в создании конкурентной среды, и получается, что продвигают реформу по-своему, попросту... тормозя ее. С ними могут посоперничать только службы, подающие воду, тепло и электричество. Их нежелание устанавливать счетчики такое сильное, что теперь это заметили почти все москвичи.
Но у ТСЖ все-таки есть будущее. Москвичи привыкли ругать ДЕЗы и подозревать всех в корысти, но вот читать законы нашей привычкой пока не стало. А между тем товарищества - спасение для домов с показанным капитальным ремонтом и домов преклонного возраста, занимающих дорогие земли в центре города. Когда ремонт необходим, у ТСЖ больше шансов вытрясти из города деньги, потому что 47% - муниципальная доля в товариществе и по закону на капремонт должна быть выделена. Понятно, что только юридическое лицо вправе задать вопрос: "Собственно, где деньги?" - и получить ответ. НО ЭТО В БУДУЩЕМ.
Тарифы растут
ОБЩЕИЗВЕСТНО, что ДЕЗам привычнее "раскидывать" платежи по примерным жильцам. Доплаты и неизвестно откуда взявшиеся мелкие "долги" давно никого не удивляют. Тем более что узнают о них тогда, когда приходят в ДЕЗ за какой-нибудь бумажкой. И чтобы получить ее быстро, эти самые долги приходится оплачивать, не задумываясь. (Хотя можно было бы и посудиться. Подают же в суд злостные неплательщики, для чего объясняют в исковом заявлении, что не платят из-за неудовлетворительной работы эксплуатирующей организации.) На общегородском уровне поступают по-другому: просто повышают платежи ДЛЯ ВСЕХ. (Но справедливости ради стоит сказать, что, когда то же пытаются сделать без ведома московского правительства, попытки пресекаются. МГТС хотела, но не может ввести повременку, а история с тринадцатью квитанциями "Мосэнерго" закончилась реорганизацией компании.)
Прошедший год, если помните, начался с того, что с 1 января плата за техобслуживание была увеличена в 2,5 раза всем без исключения москвичам, в том числе участникам ВОВ, инвалидам, пенсионерам и другим льготным категориям. Такое внеочередное повышение (через 4 месяца после очередного увеличения ставок оплаты жилья в августе 2001 г.) было вызвано не улучшением качества обслуживания. Один московский пенсионер связал это событие, которое должно происходить не чаще двух раз в год, с увеличением зарплаты работникам ЖКХ. Ему это не понравилось, в марте прошлого года он возбудил дело против правительства Москвы, а в сентябре выиграл его. Мосгорсуд счел постановление о повышении квартплаты незаконным. Но в декабре Верховный суд отменил это решение, отправив дело на новое рассмотрение. И оно, по неофициальным данным, вернется оттуда с проправительственным вердиктом. В пользу этого говорит и тот факт, что в столичной Думе лежит законопроект, изымающий у городского парламента полномочия по согласованию (или несогласованию) ставок оплаты за коммунальные услуги.
Так что пока реформа ЖКХ СВЕЛАСЬ К РОСТУ ТАРИФОВ.
Валерий ШАНЦЕВ, вице-мэр Москвы:
- СОЗДАНИЕ "Мосгорэнерго" - тоже часть коммунальной реформы. Эта новая структура будет строить не только экономические отношения с москвичами, повышая и завышая тарифы, но и эксплуатировать все имущество. А мы, власти, будем контролировать эти процессы. Сейчас вся собственность "Мосэнерго" проходит проверку: что принадлежит Москве, что принадлежит РАО ЕЭС. Когда баланс будет подведен, кабельные сети, по которым "течет" электричество от трансформаторной подстанции до дома, и внутри дома передадут на баланс "Мосгорэнерго". А для эксплуатации городских и магистральных сетей будет создана сетевая компания, контрольный пакет акций которой также будет принадлежать московскому правительству. Зачем нам нужна эта реорганизация? Понимаете, большинство объектов "Мосэнерго" построены на средства городского бюджета, и непонятно до сих пор, как они оказались в федеральной собственности. Например, "Мосводоканалом" и "Мосгазом" руководит столичное правительство. Почему с "Мосэнерго" должно быть по-другому?!
Валерий ВИНОГРАДОВ, префект Юго-Западного округа:
- КАК некоторые городские службы противятся появлению в квартирах москвичей счетчиков, видно на примере электросчетчиков ночного тарифа. Во многих новых домах их устанавливают сразу. Но "Мосэнергосбыт" не торопится их включать. Почему? Да невыгодно им это. Их гораздо больше устраивает то, что потребители платят по более высокому - дневному тарифу. Но реформа ЖКХ заставит перейти на реальную тарификацию всех жилищных услуг. Нужно только немного подождать.
Р. S. Смысл объявленной в начале и так разрекламированной акции о стопроцентной оплате за ЖКХ в идеале сводится к тому, чтобы жильцы квартир платили реальные деньги за то, что реально потребили. Определить количество потребленного можно только с помощью счетчиков. Но они в столице не появились! Счетчики на воду практически не устанавливаются. Внедрение двухтарифных (ночь-день) счетчиков за свет сознательно бойкотируется. А возможность установки счетчиков за потребленное тепло даже не обсуждается. (По неофициальным данным, теплопотери в старых пятиэтажках составляют до 40%! Какие тут могут быть счетчики, они же будут накручивать деньги не с жильцов, а с самих коммунальщиков.) И самое интересное. Так никто из чиновников нам и не назвал цифру: сколько же это в рублях и копейках - 100%? Поэтому тему закрывать рано, и мы к ней еще вернемся.
Анекдот в тему
ПРИХОДИТ сантехник в квартиру по вызову чинить унитаз. Ну чинит он, чинит, а по всей квартире запахи разносятся. Подходит мальчик и смотрит.
Сантехник: "Что, мальчик, воняет?"
- "Ага".
- "То-то же. Это тебе не в Интернете копаться".
РАЗБИЛА как-то пожилая женщина окно в гостиной и вызвала стекольщика из ЖЭКа окно вставить. День ждет, два, неделю, месяц - нет стекольщика. И вот сидит она однажды вечером в своей гостиной при разбитом окне, вяжет. Вдруг стук в дверь. Женщина подходит к двери.
"Кто там?"
- "Стекольщик",
- "Ой, наконец-то, месяц жду. Заходите".
- "Ну, че, где окно разбито?"
- "Да вот".
- "Ну ладно, иди, не мешай работать".
Женщина ушла на кухню, сидит чай пьет. Вдруг звонок в дверь.
"Кто там?"
- "Стекольщик".
- "Так ведь ко мне уже пришел один."
- "Я выпал..."