КАК ТОЛЬКО открылись границы, то сразу появилось и заказное воровство исторических и культурных ценностей. Не так давно пострадал в Санкт-Петербурге музей Ломоносова. Из него похитили икону святого Александра Невского. Икона эта во многом необычна. Она была выложена в виде мозаики великим Михаилом Ломоносовым. Таких мозаик русский гений оставил безалаберным потомкам всего 40 штук. Проведенная специалистами Эрмитажа оценка определила стоимость похищенной иконы аж в полмиллиона долларов...
Воровство по всем признакам тщательно готовилось и, судя по всему, носило явно заказной характер. Преступникам грех было не воспользоваться безответственностью музейных работников. Полмиллиона долларов висели на внешней стороне проемных столбов и практически не просматривались с места, где сидят дежурные по залу.
Сигнализации никакой не было. Да что там сигнализация! Мозаика даже толком не была прикреплена к стене. Икона висела на простеньких деревянных штифах. Вор раскачал их несколькими движениями, сунул полмиллиона долларов под полу пиджака и был таков.
Все попытки найти мозаику оказались безуспешными, хотя о пропаже сообщили в Интерпол. Что же мы в очередной раз потеряли?
Мозаика занимает в художественной деятельности Ломоносова одно из основных мест. Создавая стекла всевозможных цветов для физических экспериментов и астрономических наблюдений, Ломоносову удалось научиться делать непрозрачные стекла, так называемые смальты.
Познакомившись с итальянской мозаикой, русский ученый решил организовать собственное производство. Химическая лаборатория расположилась в имении Ломоносова на Мойке-61. В 1753 году специальным разрешением Сената ученый получает возможность выбрать себе двух учеников из знаменитой мастерской Гриммеля - Матвея Васильева и Ефима Мельникова.
После кропотливой работы в 1758 году они создают первое произведение - овальную мозаичную икону святого Александра Невского, размером 18 на 22 сантиметра.
Вот эту-то икону и украли. Правда, икона была воссоздана Ломоносовым вторично. Оставшийся экземпляр хранится сейчас тоже в северной столице в запасниках Русского музея. Однако от этого не легче. Мы лишились первенца мозаичного смальтового искусства Ломоносова.