Примерное время чтения: 6 минут
692

Следствие длиною в жизнь

Слава о ней шла повсюду. Неизвестные ей преступники писали заявления: "Прошу передать мое дело следователю Троицкой". Не отставали от них и потерпевшие: "Передайте мое заявление Троицкой, пусть она отыщет воров". За консультациями к легендарной женщине-следователю с Петровки обращались литераторы. Они брали сюжеты из ее биографии. Бывали на ее допросах. С ней советовались авторы сценария телесериала "Следствие ведут Знатоки" Лавровы.

В ее биографии действительно были уникальные эпизоды. Причем не только удачные, но и трагические. Но она была уникальным профессионалом и независимо от того, как подставляла ее порой жизнь, выходила из схватки с ней победительницей.

НАИБОЛЕЕ трагический эпизод, оставивший след во всей ее дальнейшей жизни, произошел осенью 1948 года, когда Татьяна Троицкая была молодым следователем и работала в отделе по борьбе с бандитизмом на железных дорогах, расположенном на Казанском вокзале.

Сентябрьской ночью она допрашивала убийцу-рецидивиста Кочеткова-Трухина. Вдруг ее вызвали к начальству. Подследственного в свое отсутствие она оставила на попечение коллеги, который работал с ней в одном кабинете. Коллега-следователь на минутку подошел к сейфу взять необходимые бумаги, чуть отвернулся, и... цепко наблюдавший за ним преступник в мгновение ока вытащил из сейфа пистолет ТТ, принадлежавший Троицкой. Следователь так ничего и не заметил.

Троицкая вернулась, продолжила допрос. Спустя некоторое время преступник внезапно достал пистолет, навел на нее. Она закричала. А он выскочил за дверь, застрелив дежурного. Терять ему было нечего, потому что в те годы бандита стопроцентно ждал расстрел. Кочеткова-Трухина преследовали по всему вокзалу. Когда его пытались задержать, он убил еще и рабочего, а также тяжело ранил шофера...

Несколько месяцев Татьяна Троицкая провела в камере-одиночке следственного изолятора МГБ СССР. А ее рассеянный коллега оказался сыном известного человека, поэтому его трогать не стали. Троицкой же было нелегко в тюрьме. По воспоминаниям ее знакомых, она была очень эмоциональным человеком. Однако она всегда потом вспоминала эти суровые месяцы как дополнительный опыт, бесценный в ее профессии, - иначе как следователь может максимально пережить проблемы подследственного, находящегося за решеткой? С Троицкой произошло беспрецедентное событие: учитывая ее былые заслуги в борьбе с преступностью, следствие прекратили. С Троицкой сняли все обвинения. Из органов ее на время уволили. Но потом восстановили.

По воспоминаниям ее коллег по работе, Троицкая явно отличалась от других следователей. В ее характере было столь остро чувство справедливости, что она всегда докапывалась до малейших крупиц истины: чтобы никто не ушел от ответственности, но и чтобы никто не был осужден ошибочно. С ней порой нелегко было работать начальству. Начальство требовало "выдавать на-гора" раскрываемость. А Троицкой важно было максимально вывести на чистую воду каждого преступника: даже если уже было известно о совершенных им 20 преступлениях, она всегда стремилась докопаться и до 21-го.

В расследовании уголовных дел Татьяна Троицкая была не только умна, но и хитра. На допросе могла незаметно для самого преступника выудить у него необходимые сведения. Например, одного матерого бандита подозревали во многих убийствах, грабежах, разбоях. Но свидетелей не было. И он сам ни в чем не признавался. Троицкой все-таки удалось арестовать его (нашелся какой-то формальный повод). Но допросы ничего не давали. Однажды Троицкая перед допросом задержалась на стрельбище. О чем между делом и поведала бандиту. Он темой разговора заинтересовался. А Троицкая возьми да и попроси у него совета, как лучше попасть в цель. Посетовала, мол, что-то никак не получается у нее стрелять метко. Парень проникся и стал объяснять, что важно не только прицелиться, но и плавно нажать на спуск. А следователь его спровоцировала - недоверчиво произнесла: "Да сам-то ты стрелять умеешь?" Он и разошелся: "Да я дома, лежа на диване, пуля в пулю попадаю в бубнового туза на стене!" Следователь поехала к нему домой, ободрала обои и действительно нашла эти пули. Которые, как выяснила экспертиза, были идентичны пулям, найденным в трупах погибших...

ДРУГОЕ уголовное дело касалось хищений на строительстве. Троицкая допрашивала начальника строительного участка одного московского учреждения Трифонова. Он негодовал: "На каком основании меня задержали?! Я проливал кровь на войне, сражался в партизанских отрядах, награжен орденом!" Троицкая реагировала спокойно: у нее уже были показания свидетелей о преступной деятельности Трифонова. Но с окончательными выводами она не спешила. Надо было еще раз все проверить: вдруг Трифонов оказался жертвой оговора? Троицкая написала запросы в Центральный архив Советской Армии и наградной отдел. Из пришедших ответов следовало, что партизанские отряды, на которые ссылался Трифонов, были уничтожены карателями из-за предательства провокатора. Фамилию его установить не удалось, но... Спрашивается, откуда Трифонов знал так точно, на какие отряды ему сослаться? Все это было довольно странно. Сообщение, пришедшее из наградного отдела, было еще интереснее: "Трифонов среди лиц, награжденных орденами Советского Союза, не числится". На допросе припертый к стенке Трифонов заявил, что орден потерялся. Потом выдал новую версию - будто бы он дал доверенность на получение ордена одному из партизан, а тот его присвоил. Когда Троицкая показала ему справку из наградного отдела, он заявил, что лишь предполагал, что его должны были наградить за заслуги перед Родиной. Так от вымышленного образа партизана и орденоносца ничего не осталось. Зато окончательно подтвердился образ преступника.

Татьяна Троицкая была увлечена работой настолько, что фактически пожертвовала ради нее личной жизнью. Она не была замужем, не имела детей. Только старенькая мама была самым близким для нее человеком всю жизнь. Она советовалась с матерью обо всем. Ей первой, как главному своему критику, зачитывала даже обвинительные заключения.

О себе Троицкая писала в дневниках: "За 30-летний срок работы все мои чувства не выходили из сферы моей служебной деятельности. Верно мне как-то сказали: "Вы идете по жизни с закрытыми глазами". И даже мама, которая абсолютно неотделима от меня, все же как-то бросила такую фразу: "А ты фанатичка, для тебя, кроме работы, ничего не существует". Это было горькой правдой. " ... " Меня всю жизнь работа больше мучила, чем приносила радость, но я никогда не скажу, что ошиблась. Я выбрала себе путь и, возможно, испытав его, теперь бы повторила все сначала".

В начале семидесятых она вышла на пенсию. Поскольку очень любила животных, стала работать в Московской секции охраны животных при Обществе охраны природы. И все равно не переставала думать о профессии, которой отдала всю жизнь. Именно тогда Троицкая первой выдвинула любопытную теорию преступности - по ее мнению, дети, жестоко обращающиеся с животными, становятся потенциальными преступниками. Она провела статистическое исследование, которое подтвердило ее предположение на 90%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно