Примерное время чтения: 7 минут
134

ИЗ ЖИЗНИ участкового

Когда-то образ участкового в народном сознании был довольно конкретен. Эдакий Анискин - отец родной "своему" населению. Пьяницу пожурит, трудного подростка на путь истинный наставит, преступление местного масштаба раскроет. Новые ритмы жизни требуют новых героев. Телезритель млеет от сериала "Менты", где участковый - персонаж эпизодический. В моде уголовный розыск, РУБОП, ОМОН и прочие крутые службы. А участковый... - как-то слишком обыденно и неромантично. Хотя именно он оказывается ближе всех к нашим проблемам, если они, не дай Бог, возникнут.

ВОПРЕКИ несведущему мнению остросюжетных эпизодов в работе участковых хватает. Более того: коллеги считают именно представителя этой службы максимально подверженным риску. Ведь кто он такой, знает каждая собака. И каждый преступник, со стороны которого нередки прямые угрозы. Не только в адрес милиционера, но и в адрес его семьи.

Участковый ходит по вверенной ему территории, как правило, в одиночку. И по квартирам тоже. А квартиры его в первую очередь интересуют "нехорошие". Там в участкового и стреляют, и ножи бросают. Одного сотрудника милиции буквально исполосовали пацаны-преступники, которых он засек во время квартирной кражи. Другого застрелили обнаруженные им бандиты, находившиеся в розыске.

Опасность может возникнуть не только при столкновении с преступником. Например, старший участковый инспектор капитан милиции Владимир Косов вспоминает, как однажды ему пришлось усмирять психбольного, затерроризировавшего всю семью. На пульт дежурной части ГУВД Москвы поступил звонок: семейный скандал в районе Алексеевский. Виновник происшествия размахивает ножом на кухне, всех, говорит, зарежу, так что не подходите. Члены семьи сидят дрожат, закрывшись в комнате, и не могут выйти. Сотрудники милиции, изловчившись, с ним все-таки справились. Однако потом пришлось объясняться с прокурором. Потому что прокурор мыслил теоретически и считал, что сотрудник милиции в данной ситуации обязан был спокойно сесть на кухонный табурет и еще спокойнее с нарушителем общественного порядка побеседовать. И никакого насилия! Так что еще большой вопрос: как участковому соблюсти законность во всех нюансах и при этом остаться в живых.

Участок - это примерно 3 тысячи жителей плюс организации и предприятия от ларьков до банков. И ко всем при общении нужно найти особый подход. Часто приходится мирить перессорившихся и дошедших до рукоприкладства супругов. Типичная ситуация: муж колотит жену за измены. И кто из них, спрашивается, более неправ? Вот и приходится незадачливого мужа уму-разуму учить, как с женой по-хорошему обращаться, чтобы заглядываться на других ей стало неинтересно.

Владимир Косов вспоминает, как брали негра-барыгу за сбыт героина. Как-то раз в подъезде дома задержали наркомана, который сидел на ступеньках, уколовшись и забывшись. Наркоман для милиционера ценен тем, что может вывести на барыгу. Но вот как его заставить? При разговоре выяснилось, что недавно барыга его по-крупному "кинул". Участковый и сыграл на чувстве обиды наркомана и на его желании отомстить. Парню дали денег, и он отправился за наркотиком. Барыгу - негра по имени Лари - милиция задержала с поличным.

Вообще среди многочисленных забот участкового борьба с наркоманией - одна из первоочередных. (Прямо как когда-то с самогоноварением, которое сейчас сдало позиции из-за утраты экономической выгоды.) И опытный участковый, еще даже не войдя в квартиру, может определить: курили в ней анашу или нет или, например, за какой дверью изготавливают "винт" (по запаху эфедрина на лестничной клетке).

Иногда потерпевшие, сами того не желая, направляют милицию по ложному следу. Однажды сторож местной церкви сообщил об ограблении: вор вынес из храма ценные иконы и скрылся. Пришел участковый и увидел, что церковь-то заперта и на окнах решетки не повреждены. Да и под окнами никаких следов. Стало ясно, что преступник спрятался где-то внутри. Так и оказалось. Накануне вор отстоял вечернюю службу, остался, когда все разошлись, собрал иконы... но не рассчитал, что оконные решетки крепковаты.

Однако далеко не всякая минута жизни участкового похожа на детектив. Когда я захожу к Владимиру Косову в опорный пункт, он сидит за столом буквально заваленный письмами, жалобами, заявлениями... Я не успеваю открыть рта, как он бурно делится со мной впечатлениями от прочитанного. Суть его эмоций сводится к тому, что львиную долю написанного сочиняют душевнобольные люди, которым что-то померещилось. Например, что кто-то чужой побывал в квартире. Почему автор письма так думает? Может быть, из квартиры что-то пропало? Отнюдь. Потому что перестали работать телевизор и холодильник, а на коврике он обнаружил чужие волосы. Другой автор на десяти страницах жутким почерком излагает свои соображения на тему коррупции в России. Тема поистине неисчерпаемая. Третий, к счастью, краток: "Мой дядя (далее фамилия) дважды угрожал мне по телефону. Примите меры". Почти все письма адресованы сразу и президенту, и в ГУВД Москвы, и т. д. и т. п. Из ГУВД их, естественно, отправляют обратно, по месту жительства автора. Разбираться с каждым посланием - доля участкового. Каждый факт он обязан проверить, поговорить с "писателем" и... в подавляющем числе случаев вынести отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. "Милицию превратили в канцелярию! Когда жуликов ловить?" - вздыхает Косов.

Люди, приходящие к участковому на прием, зачастую не очень хорошо представляют сферу его деятельности. Как из рога изобилия на милиционера сыпятся сообщения: "Меня залил сосед"; "Я дал денег в долг, а мне их не возвращают"; "А мне не выплатили зарплату на предприятии". Особая (и многочисленная) категория посетительниц - дамы, точнее, бабули с собачками. Считающие, что разбор потасовок между четвероногими - наипрямейшая обязанность органов внутренних дел.

Добавим, что в некоторых отделах милиции участковых любят отвлекать (что незаконно) от их прямых обязанностей и направляют на работу на другие, "горящие" места - то в дежурную часть, то дознавателем. Неудивительно, что частенько жители обижаются, мол, не видим мы что-то нашего участкового. А ведь основная его обязанность - профилактика преступлений и обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.

Ольга МИНАЕВА

ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТИКИ!

ЕСЛИ вы сталкиваетесь с участковым инспектором по его желанию, а вовсе не по вашему, знайте, что его права довольно обширны. Ему буквально до всего есть дело. Кстати, поэтому скоро всех участковых инспекторов даже переименуют в участковых уполномоченных.

Как пояснил нам зам. начальника управления ГУООП МВД РФ полковник милиции Михаил Чупеткин, участковый имеет право:

беспрепятственно входить в жилые и другие помещения и осматривать их;

требовать у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;

осуществлять административное задержание граждан, их личный досмотр и досмотр вещей;

останавливать транспортные средства и проверять документы на них; досматривать их, а также перевозимый груз;

отстранять от управления автомобилем пьяных или не имеющих документов водителей.

А вот штраф выписать на месте участковый не может (кроме случаев с нарушителями ПДД). Он должен составить протокол и представить его на рассмотрение своему руководству.

Если у вас возникли сомнения в правомерности действий участкового, впрочем, как и любого другого сотрудника милиции, свяжитесь с дежурной частью местного отделения и наведите справки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно