В ДОМОДЕДОВСКОМ районе Подмосковья по дороге на дачу была убита сотрудница столичного правительства. 34-летний Алексей Синёв предложил проходящей мимо женщине выпить. Она отказалась. За это мужчина избил её металлической трубой. "Женщину, которая лежала в луже крови, и стоявшего рядом пьяного мужчину, - записано в следственном деле, - видели проходившие мимо люди. Тем не менее в происшедшее никто не вмешался. Ни милицию, ни "скорую" никто не вызвал".
РАЗНООБРАЗНЫЕ службы спасения столицы констатируют страшную тенденцию: всё чаще прохожие, на глазах у которых происходит преступление, драка, несчастный случай, предпочитают поскорее пройти мимо. Да никто и не ждёт от нас вмешательства - это дело профессионалов. Но почему им хотя бы не позвонить?
Мнение людей в форме
Михаил М., сотрудник УФСБ по г. Москве: "Заставить людей проявлять свою гражданскую позицию может только ужас. Так, когда в столице боевики взрывали жилые дома, в столичном управлении были перегружены все телефонные линии. Горожане сообщали о любом подозрительном автомобиле, предмете. Если в подъезде замечали незнакомца, сразу звонили в ФСБ или милицию. Сообщали свои координаты и даже, если помните, дежурили ночами. Прошло несколько лет, и народная тропа к нам заросла. Теперь нас беспокоят большей частью в моменты сезонных обострений: звонками о шпионах, работающих на межгалактическую разведку. Видимо, пока не произойдёт что-то такое, что может коснуться каждого лично, ждать от сограждан сознательности не приходится".
Алексей В., инспектор ГИБДД: "Недавно в дорожно-транспортном происшествии пострадали 4 человека. Люди находились без сознания. За это время из багажника одной из машин пропала запаска, инструменты и мешок с консервами. При этом никто (!) из проезжавших мимо водителей не сообщил об аварии. Хорошо, что рядом случайно оказалась патрульная машина ППС. Странно, что автомобилисты не хотят помогать друг другу. На Западе свидетель ДТП сам обращается в полицию и предлагает оставить свои показания, если они понадобятся для суда. У нас в час пик сталкиваются машины, и из десятков видевших это, как правило, никого невозможно найти".
Сергей ВЛАСОВ, сотрудник пресс-службы МЧС по г. Москве: "Хочу напомнить про трагедию, случившуюся на Камчатской ул. Тогда на первом этаже загорелась квартира. Испуганная хозяйка выбежала на улицу, не закрыв входную дверь, и дым заполнил подъезд. Женщина не вызвала пожарных. В результате погибли 7 человек, ещё 6 были госпитализированы. И подобный случай не исключение".
Андрей КЕДРОВ, сотрудник Московской службы спасения: "Несколько дней на электропроводах лежало упавшее дерево. Узнали мы про это случайно, никто из жителей не счёл нужным позвонить. Чудо, что нет пострадавших. Ещё эпизод: на улице упал человек. Прохожие, уловив исходящий от него запах алкоголя, не звонят нам или в "скорую". Но именно такой запах является одним из основных симптомов диабетической комы. И если человеку не помочь - он умрёт! Люди не знают даже своих соседей. Если рядом живёт одинокий пожилой человек, которого не видно несколько дней, не поинтересуются, что случилось. Начинают бить тревогу, лишь когда из-под двери распространяется трупный запах".
Владимир КОРОБКОВ, начальник отдела ГУВД по г. Москве: "Гражданский долг и российское законодательство обязывают свидетеля преступления или нарушения порядка сообщить о случившемся в правоохранительные органы, но многие предпочитают не связываться. Часто наши сотрудники, прибывая по вызову на место происшествия, задерживают хулиганов, но дать показания на них никто не хочет из страха, что злодеи будут мстить".
Мнение простых граждан
Алексей Е.: "Перед подъездом трое молодых парней избивали мужчину. Я позвонил в милицию. Так потом меня затаскали по разным кабинетам. Сначала опрашивали опера, потом следователь, потом ещё один его коллега. Каждый раз вызывали в рабочее время, в итоге на работе меня лишили премии. Более того - хулиганам (скорее всего, из той же милиции) стали известны мои координаты, и бандиты начали меня запугивать. Кончилось тем, что уголовное дело было прекращено, так как потерпевший забрал заявление. Я оказался полным дураком. Ну и зачем вызвал милицию?"
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей ЕНИКОЛОПОВ, психолог, завкафедрой криминальной психологии МГППУ:
- СО ВРЕМЁН сталинских репрессий общество разделилось на два лагеря - тех, кто "стучал", и тех, кто считал любую связь с властями и, в частности, с милицией ниже своего достоинства. К этому добавилось и то, что сейчас обращение в милицию может принести массу неприятностей. Придётся долго ходить по разным инстанциям и давать показания. Не раз бывало, что человек, полезший разнимать драку, в итоге становился с лёгкой руки следователей её зачинщиком. К тому же есть очень серьёзное НЕДОВЕРИЕ К СЛУГАМ ЗАКОНА. Почти никто из граждан не верит, что милиция будет кого-то ловить и в итоге поймает. В обществе растёт закрытость, равнодушие и нежелание соваться в чужие проблемы.
ОТ РЕДАКЦИИ. Да, мы боимся связываться с представителями органов правопорядка. Мы не видим в них защитников наших гражданских прав. НО ХОТЯ БЫ ПОЗВОНИТЬ В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ каждый из нас ОБЯЗАН. Завтра в положении пострадавшего можете оказаться вы.