По всем приметам война в Чечне вступила в новую фазу - партизанскую, и вести ее будут все те же чеченские "бригадные генералы", лица которых до боли знакомы по ТВ: Басаев, Бараев, Гелаев и примкнувший к ним Хаттаб. Слухи, распространяемые некоторыми российскими СМИ о том, что президент Масхадов и самые крупные полевые командиры уже давно находятся вне Чечни, не соответствуют истине, хотя кое-кто и пытался улизнуть. Так, узнав от своих разведчиков некоторые интересные факты, Басаев якобы даже сказал Масхадову следующее: "Если сбежишь, я на весь мир объявлю тебя предателем".
А ФАКТЫ эти таковы. За время, прошедшее между двумя чеченскими кампаниями, все крупные полевые командиры стали долларовыми миллионерами. Крупно разбогател и Масхадов. А пока президент воюет, его денежными делами командует его жена Кусама, в Чечне про которую шепотом говорят, что она гораздо умнее и энергичнее своего мужа. "Не удивлюсь, если по окончании боевых действий она окажется в Малайзии, где, по сведениям, будет руководить фондом, который Масхадов с супругой сумел заблаговременно создать с помощью своих арабских друзей, - сказал мне высокопоставленный чиновник Белого дома, хорошо осведомленный о том, что происходит в чеченской элите. - Но, согласно условиям, воспользоваться деньгами фонда Масхадов может, только если его низложат или отправят в отставку по истечении срока полномочий. Бегство от тягот войны в перечень условий не входит".
Удивительнейшим образом разбогатела и Алла Дудаева, вдова покойного президента Чечни Джохара Дудаева. Уехав из республики после гибели мужа, она посвятила свою жизнь живописи. И добилась на этом поприще внушительных успехов. Судите сами: коллекция ее картин была, по сведениям, недавно продана за... 60 (шестьдесят) миллионов долларов! Да за такие деньги Рембрандта можно купить! Но захотел неизвестный ценитель почему-то Дудаеву.
Разумеется, злые языки тут же стали утверждать, что деньги были отданы совсем не за холсты, живописно испачканные масляными красками, а за нечто другое, например за партию российского оружия, проданную еще Дудаевым и по неизвестным причинам неоплаченную. Ну так то же "злые языки", а формально все приличия были соблюдены: Алла Дудаева продала картины. Да и давно это было. Пора уж забыть. Тем более что есть и новые факты. Посвежее.
Коррупция по-армейски
В ПЛАНЕ элементарного воровства нынешняя военная кампания в Чечне ненамного отличается от первой. А если и отличается, то в худшую сторону. И дело не только в том, что интенданты и генералы по-прежнему мухлюют немилосердно, что конфискуемый военными самопальный чеченский бензин гонят бензовозами в Ставрополь и там продают коммерческим структурам, а солдат кормят из рук вон плохо, хотя деньги на питание отпускают по боевым нормам.
Беда в другом: "Если в первую войну бандиты воевали старьем, то теперь у них новейшее российское оружие, которого нет и в помине у российских войск", - сказал мне сотрудник военной контрразведки, попросивший не называть его имени. Российские военные летают на вертолетах с давно выработанным ресурсом, ездят на бросовых автомашинах, а чеченцы имеют новейшее, "с иголочки" вооружение, главным образом российских образцов. (Кто подробно интересуется, чем воюют чеченцы, читайте "АиФ" N 5 за этот год.)
Ну, например, закупили чеченские коммерсанты где-то около 150 переносных зенитно-ракетных комплексов "Стрела" и даже дали опробовать их ваххабитам в Дагестане. Результат - полный успех! Конечно же, в первую очередь это свидетельствует о неоспоримом превосходстве нашего ВПК, даже после его развала. Но, с другой стороны, хотелось бы узнать (и, наверное, не только мне): кто эти "замечательные" люди, провернувшие такую сделку? И заплатили ли они налоги с нее, чтобы спать спокойно?
Но об этом пусть Починок волнуется, а для нас самое интересное даже не это, а то, что продавали наши коммерсанты оружие чеченцам по-честному, без обмана. Дело в том, что ракеты "Стрела" имеют одну очень важную техническую новинку. На них стоит автоответчик, позволяющий определить, свой или чужой самолет в воздухе, и по своему самолету ракета не ударит. Так она сконструирована. Но комплексы "Стрела", попавшие в руки террористов, кем-то раскодированы. Неспециалисты, да еще вне заводских условий, этого сделать не смогут. Значит, есть еще у нас "честные люди"!
Как надули Грачева
А ВОТ чеченцы, случалось, обманывали. Один трехзвездный генерал рассказывал мне когда-то, что первая российско-чеченская война и началась-то из-за элементарного обмана партнера по бизнесу. Когда Советский Союз распался, на территории Чечни остались буквально горы оружия, и "лучший министр обороны всех времен и народов" Павел Сергеевич Грачев кое о чем договорился со своим старым добрым другом Джохаром Дудаевым.
О чем же договорились генералы? В официальном письме генерального прокурора России, представленном Верховному Совету РФ во второй половине 1992 г., об этой сделке было сказано так: "С разрешения министра обороны РФ П. Грачева командованием СКВО был подписан с Дудаевым договор о выводе войск и распределении имущества, согласно которому Чечне передавалась ПОЛОВИНА боевой техники и вооружения... В результате на территории Чечни осталось вооружения, техники и военного имущества на сумму ОДИН МИЛЛИАРД СТО ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВ рублей. По изложенному вопросу министр обороны П. Грачев пояснил, что передача оружия и военной техники была согласована с президентом России".
"Получив оружие, Дудаев должен был выступить в качестве посредника по его продаже, - продолжал свой рассказ генерал-полковник. - И половину вырученных средств передать в Москву. Поначалу он так и делал: продавал и делился. Но потом, как это часто бывает в российском бизнесе, решил "кинуть" партнера. Взял и не перевел очередной обещанный транш. Случись это в России, к Дудаеву, может быть, по новорусской традиции, прислали бы киллеров. А тут Чечня, понимаешь, на пороге обретения независимости да еще со своим нехилым войском. И тогда разобиженный министр, дабы наказать обманщика, в декабре 1994 г. послал колонну бронетехники. Думал попугать слегка, а получилась война..."
Если помните, первым своим указом и. о. президента Владимир Путин заранее амнистировал Бориса Николаевича от возможных в будущем судебных катаклизмов. Но, слава Богу, Павла-то нашего Сергеевича эта амнистия не коснулась. Так, может, с расследования подлинных причин чеченской войны и начать наводить обещанный порядок? Может, и Дума к этим разборкам подключится. Тогда, глядишь, и те, кто сегодня торгует "Стрелами", испугаются. Не будут хотя бы их раскодировать, а прямо в заводской уж упаковке продавать. Ведь, судя по имеющимся сведениям, партизанскую войну террористы этими "Стрелами" вести собираются. И в первую очередь по гражданским самолетам, чтобы дестабилизировать обстановку в России.
Но российская коррупция - вещь отдельная, а чеченский терроризм - отдельная, хотя временами и пересекающиеся. Ясно одно: оба "негативных явления" уничтожать надо. Сегодня Чечня смертельно устала от "батьки" Басаева и других ему подобных "батек". И если российская власть сумеет найти с жителями общий язык, партизанская война задохнется, а Министерству юстиции, в ведении которого находятся теперь тюрьмы и лагеря, не придется тратиться на содержание заключенных с фамилиями Басаев, Бараев, Гелаев и примкнувшего к ним Хаттаба. Ведь их руки по локоть и в чеченской, и в дагестанской, и в осетинской крови. Значит, и разбираться с ними на Кавказе будут по своим, кавказским законам.
Именно поэтому тот же Басаев самым внимательным образом относится к вопросу о собственной безопасности. Когда ему случается останавливаться в аулах, он по 4-5 раз за ночь меняет места ночлега. В то же время он не боится разъезжать по Чечне, но в его распоряжении несколько абсолютно одинаковых машин, которые едут, попеременно обгоняя друг друга, и в какой из них находится "легендарный Шамиль" - неизвестно. Много раз его объявляли убитым, тяжело раненным, а он вновь появлялся, став символом чеченских террористов. Но на Кавказе говорят, что опасается Басаев не столько агентов российских спецслужб, много раз упускавших его, сколько своих, чеченских и дагестанских "кровников" - людей, поклявшихся на Коране отомстить ему за смерть своих близких. Говорят, таких "кровников" у Басаева больше пятидесяти. Сколько их у остальных "бригадных генералов" - неизвестно.