Этот фильм не был похож на другие картины о предвоенной жизни нашей страны. Он был одновременно пронзительным, гневным, упрекающим, был плачем по ушедшим и при всем этом нес какую-то доброту, тепло и надежду. Это был очень мудрый и зрелый фильм.
Трудно поверить, что он фактически является дипломной работой студента режиссерского факультета. "Завтра была война" - в самом названии, не совсем правильно, с точки зрения лингвистики, выстроенном предложении таился некий бунт. Номера журнала "Юность", в которых была опубликована эта повесть нашего замечательного писателя Бориса Васильева, до дыр зачитывались в институтах, школах, пионерских лагерях. Была во всем этом какая-то магия... Фильм Кары по этой повести вышел на экраны, вопреки традициям, 13 лет назад - в 1987 г. И сейчас, когда его повторяют, все так же сжимается сердце...
Юрий Кара: - Я ПРОЧЕЛ в "Юности" повесть Бориса Васильева "Завтра была война" и очень захотел сделать по ней фильм. И уже знал, что несколько режиссеров обращались в Госкино с просьбой разрешить им поставить эту картину, но тогдашнее руководство эту тему начисто отвергало. А мне помог решить этот вопрос мой Мастер - я учился в режиссерской мастерской С. А. Герасимова. И Сергей Аполлинариевич разрешил мне снимать этот фильм в качестве дипломной работы. Он только предупредил меня: "Если хочешь говорить правду, то уж говори всю, до конца!.." К сожалению, готового фильма он не успел увидеть - умер до окончания съемок. Но успел одобрить актерские пробы - Никоненко, Русланову, Заманского и т. д.Я снимал, к счастью, без особого давления со стороны "цензуры", поскольку фильм расценивался как дипломная работа, то как бы не воспринимался всерьез. Давление возникло потом, когда картина была готова. Все руководство Госкино восстало против нее. И только один человек в Госкино - Армен Медведев - выступил в защиту картины и дал "добро" на ее выпуск."Завтра была война" - удивительная повесть! Борис Васильев рассказал в ней о своем поколении - молодом, наивном, горячем. Они воспитывались на чистых идеалах. В живых после войны их осталось три процента!.. И наш фильм был посвящен этим замечательным юношам и девушкам, защитившим нашу Родину в самые первые дни войны. Мой дед тоже погиб на войне. Сейчас я уже старше его... Бесконечно, немыслимо жаль, что самые лучшие мальчики погибают как тогда, так и сейчас, на подлодке "Курск". Меня не оставляет мысль о тех днях, когда они стучали - еще живые! - по корпусу лодки, по корабельному колоколу, который, как колокол Хемингуэя, звонит по всем нам... С фильмом "Завтра была война" я объездил весь мир. Особый интерес к нему, как это ни странно, проявили пожилые немцы, они просто были потрясены - они не знали, с кем им пришлось воевать! Картина получила много призов на фестивалях в Японии, Франции, Испании и т. д. Японцы были в шоке от увиденного. У меня спрашивали: как после всех репрессий эти ребята могли ТАК защищать существовавший режим? Я ответил: "Они защищали не режим, а РОДИНУ, которая когда-нибудь станет другой - лучше, добрее!.. "Кстати, мало кто знает, что у героя, которого играл Заманский, был реальный прототип - конструктор Туполев, которого так же арестовали, но вынуждены были выпустить, потому что необходимо было строить самолеты. И тем бессмысленнее самопожертвование этой девочки - дочери нашего героя, которая не захотела уподобиться Павлику Морозову и не отреклась от отца!..
Нина РуслАнова: -СОБИРАЯСЬ снимать картину "Завтра была война", Юрий Кара пришел ко мне домой и предложил этот сценарий. А я до этого повесть не читала. Но согласилась сниматься в фильме, потому что он просил меня сыграть эту пронзительную женщину. Она действительно пронзительная! Я видела таких людей в детском доме, где росла. И у меня в жизни был человек, который мыслил и вел себя точно так же, как предложенная мне героиня. Для меня это была историческая личность. И я создавала реальный образ.Поначалу картина делалась просто как дипломная работа Кары. И поэтому она снималась абсолютно без звука. И когда мы ее потом озвучивали, черновой записи звука просто не было. Там даже, если присмотреться, во многих местах видно, что текст не совпадает с артикуляцией губ, потому что на съемках шел совершенно другой текст. Картина вообще задумывалась изначально как короткометражка-трехчастевка. А потом, в процессе съемок, ею заинтересовалась киностудия имени Горького и продолжила съемки до полнометражного фильма. Надо сказать, что я за эту работу не получила ни копейки. Я сказала Каре: "Вы знаете, я согласна работать бесплатно, раз такая ситуация - работа студенческая. Единственно, о чем я вас прошу, - чтобы на съемки и обратно меня отвозили на машине". И дай бог Юре здоровья - меня действительно доставляли туда и обратно. Роль, которую я там сыграла, конечно, замечательная сама по себе, хотя это и не совсем то, чего бы мне хотелось. За нее я получила свою первую "Нику" в ту пору, когда она только возникла. А вторую "Нику" я получила за картину, которая пролежала "на полке" 20 лет, - за фильм Киры Муратовой "Короткие встречи".
Ирина Чериченко:-СОБСТВЕННО говоря, роль Искры Поляковой изначально должна была играть моя однокурсница Алла Миронова. Она была как раз такая, какой Искру описал Борис Васильев, - высокая, светловолосая. Мы в училище уже знали, что Алла будет сниматься у Юрия Кары, и поэтому, когда режиссер появился в училище, у меня и мысли не было, что он предложит эту роль мне. Кара зашел в нашу аудиторию, и первой, кто попался ему на глаза, была я: "Вы Аллу ищете? А ее нет, она уехала с агитбригадой". Кара вышел, а через несколько минут неожиданно вернулся и огорошил меня: "А вы не хотели бы сыграть Искру Полякову?" Я пыталась отказаться, но Юрий оказался настойчив, и уже вечером я прошла пробы на роль и стала Искрой Поляковой.Кстати, этот фильм фактически перевернул всю мою жизнь. Благодаря "Завтра была война" я стала... бизнес-леди. Как это получилось? Тоже случайно. Где-то через год после выхода фильма нас с Карой пригласили на показ в "Совэкспортфильм". Пока зрители смотрели картину, мы с Юрой зашли выпить кофе, и я стала приглашать его на мой спектакль "Самоубийцы". Я не обратила внимания на иностранца, сидящего рядом с нами и внимательно слушающего меня. А он вдруг взял и попросился на спектакль. Он пришел в театр, а потом стал писать мне письма. В общем, мы стали перезваниваться. А через три года он предложил мне стать его помощницей - консультантом его фирмы в Москве. Я попробовала, и у меня получилось!Из театра мне пришлось уйти. Но искусство, как бы это громко ни прозвучало, для меня по-прежнему очень важно. Поэтому, когда мне недавно предложили сняться в новом телесериале, я не стала отказываться. А почему бы и нет?