В Думе он прославился тем, что никогда не лезет за словом в карман. На его "козлов" и "идиотов" моментально покупаются телевизионщики, и картинка с буйным элдэпээровцем становится сочным украшением вечерних новостей. По частоте цитируемости с ним могут соперничать только его партийный босс Жириновский да несгибаемый рабочий Шандыбин. В общем, 38-летний Алексей Митрофанов - личность весьма известная и одиозная.
Юноша из высшего общества
- Вы и в повседневном общении так же безапелляционны? Можете, например, послать кого-то на три буквы?
- Нет. Это известный факт: тот, кто на работе слишком резок, в быту достаточно спокоен и выдержан. Говорят, маршал Жуков при всем своем крутом нраве беспрекословно подчинялся своей второй жене. Человек не может командовать везде. Если днем он строит армию, то вечером ему нужно, чтобы кто-то строил его самого.
- Ваше "отвязное" поведение в Думе не очень-то подходит к вашей родословной. Ребенок из номенклатурной семьи, папа - шишка в Госплане. В общем, золотая молодежь. Или бунт в душе зрел уже тогда?
- Никакого бунта не было. Я вырос в абсолютно благополучной семье. Примерный мальчик, безо всяких проблем. Не имел, скажем, ни одного привода в милицию. Поэтому у меня нет ни одной претензии к советской власти!
- Желание заняться политикой появилось у вас...
- В 3 года. Если не раньше. Я видел "живьем" многих из тех, кто рулил нашим государством. От легендарного Буденного до членов Политбюро. Все разговоры в семье были только о политике. С 6 лет с самого первого выпуска я всегда смотрел программу "Время". Каждый день в 9 вечера садился к телевизору - как штык.
В отличие от многих сверстников у меня была возможность посидеть в кабине военного самолета или покататься по секретным веткам метро. В Москве 100 км таких веток! Я знал, что под Москвой есть гигантские подземные города с такими широкими улицами, что можно ездить на машинах. Например, Брежневград под Юго-Западом. Под Кремлем тоже есть гигантские помещения и ходы сообщения. Если будет землетрясение, нам всем конец - Москва может провалиться!
Но я знал не только, в какой могучей стране живу. После института работал за границей, в МИДе и очень хорошо изучил Запад. Знал методы их работы, методы давления и вербовки.
- Вас тоже вербовали?
- Попробовали бы они это сделать! Меня обходили - и чужие, и наши. У спецслужб была некая информация о моих родственных связях. Поэтому они держались от меня подальше.
- А что за таинственные связи? Ходили слухи, что вы то ли внук Громыко, то ли внучатый племянник Андропова. Известна и ваша тесная дружба с внуком Брежнева Андреем.
- У моей семьи действительно были теплые отношения с родными Громыко. Прежде всего с семьей его дочери, Эмилии Андреевны. По линии ее мужа действительно есть родство. С Андроповым тоже была некровная связь. Скажем так, моя мать близко знала Юрия Владимировича. Еще до того, как он стал небожителем, главой КГБ.
А с Андреем Брежневым мы учились на одном курсе. Еще раньше, в детстве, сталкивались на отдыхе. Дружим и сейчас, хотя политические взгляды у нас разошлись.
Деловой муж
- Знаете, что раздражает в вас вашу жену (парламентский корреспондент РТР Марина Лиллевяли. - В. Ц.)? Однажды она пожаловалась нашему корреспонденту, что вы настолько же неряшливы в быту, насколько помешаны на политике. Забываете выливать воду из мыльницы, из-за чего мыло раскисает. Редко убираете в мойку грязную посуду...
- Что значит редко? Я вообще никогда ее не убираю. В быту я немного избалованный и развращенный человек. Потому что с малолетства за мной ухаживали, ничего не приходилось делать самому.
- Но теперь-то вы взрослый, можно ведь и поработать над собой!
- Зачем? Конечно, если надо, я могу похозяйничать. Например, когда жил в Вене, сам готовил и даже с удовольствием учился этому делу по поваренной книге. На запах приходили целые толпы народа.
Слова жены - это попытка слегка меня... не повоспитывать, а так, пощекотать. Типично женское лукавство. В конце концов, не она моет посуду. Есть приходящий человек, который помогает нам на кухне.
- Как-то вы назвали свою супругу "Жириновским в юбке". Сами - тоже не подарок. Как складывается брак у такой импульсивной пары? Ходят слухи, что вы только делаете вид, что живете семьей. А сами даже в отпуск не ездите вместе.
- Мы никогда не ездим вместе в отпуск и редко появляемся вдвоем на публике. Но не потому, что не ладим. Обычно на отдыхе у меня продолжаются деловые встречи. Супругу это напрягает, потому что она сама хочет быть центром внимания. А я хочу так проводить время, чтобы никто не морочил мне голову. Чтобы, грубо говоря, все строились под меня. Неуправляемые люди рядом раздражают. Лучше поехать вместе с помощниками, которые всегда берут под козырек.
- Что-то я не пойму: зачем нужны помощники на сочинском пляже?
- В том же Сочи можно много чего порешать, потому что туда съезжаются разные люди.
- Вы законченный трудоголик?
- Я не считаю, что перерабатываю. Просто привык жить в таком "чутком напряжении". Всегда на стреме. В таком режиме работал и мой отец. Это была обычная ситуация, когда за два часа до самолета отец сообщал нам, что его не отпускают в отпуск. Даже под Новый год он приходил домой с работы незадолго до боя курантов.
Сочинитель и режиссер
- Как расслабляется политик Митрофанов? Спорт, секс, телевизор?
- В основном музыка. Я давно работаю с композиторами как автор текстов. Писал песни вместе с Игорем Николаевым. Делал тексты для Азизы. Кстати, часть слов для песен Жириновского - тоже мои. Для меня шоу-бизнес - идеальная форма переключения, потому что он очень напоминает нашу политику. Те же принципы выживания, интриги, работа с массами. Любая песня - это маленький пиаровский проект.
В 1989 г. я вел на ТВ программу "Музыкальный прогноз". Был одним из продюсеров фестиваля "Ступень к Парнасу". Еще снимал документальные фильмы - об Андропове, Берии, Громыко, Косыгине и Брежневе. Делал фильм о Кашпировском. Кстати, я был одним из инициаторов его телевизионных выступлений. Это суперпроект 90-х годов! С моей подачи Кашпировский стал депутатом нашей фракции в 1993 г.
- Говорят, что депутаты ЛДПР - самые богатые. Чем вы можете похвастаться?
- Джентльменский набор благ у меня был с рождения и никуда не делся. Дача, квартира... Разве что машина стала посовременнее - не "Волга", а "Мерседес". Не скажу, что я приобрел что-то такое, от чего можно сойти с ума.
- Машину сами водите?
- Никогда! В 10 лет я спросил мать, почему отец не садится за руль. Она ответила, что водить машину очень опасно: можно наехать на кого-то и сесть в тюрьму. Просто по глупости, задумавшись или заснув за рулем. Мне эта фраза запомнилась. Я тоже не хочу искушать судьбу.
- А многим запомнилась ваша фраза про то, что долги отдают только трусы. Интересно, сами вы долгов тоже не возвращаете?
- Не надо путать частные долги с государственными! Хотя лично я денег в долг не беру и поэтому - не отдаю. И у меня тоже не берут. Я нахожусь в кругу людей, которым не нужны деньги. Они сами не знают, куда их девать.