В наше время мало кто из женщин может похвастаться тем, что живут они за мужем, как за каменной стеной, но актриса Наталия Белохвостикова как раз одна из них. Годы идут, а ее семейный и творческий союз с кинорежиссером Владимиром Наумовым только крепнет. Наумов продолжает с той же энергией снимать кино, жена играет в его фильмах, а повзрослевшая дочь Наташа закончила актерский курс ВГИКа в мастерской Армена Джигарханяна.
Школа выживания
- Наталия Николаевна, вы не ушли из профессии, не изменили себе в самом главном. Как вам удается выживать?
- Дело в том, что в нашей актерской профессии ни одна роль, даже гениально сыгранная, никогда не являлась законом того, что потом и дальше все будет так прекрасно. Тебя пробуют на роль несколько месяцев, а ты отчетливо понимаешь, что сейчас ты снимешь костюм, его наденет другая актриса и будет произносить тот же текст с другим партнером или с тем же самым, не важно. Все это унизительное было в моей профессии с самой юности, ведь я пришла в кино в 17 лет. Впоследствии я сталкивалась с этим уже меньше, чем другие, потому что стала женой кинорежиссера Владимира Наумова и самые дорогие и любимые роли сыграла у Александра Алова и Наумова. Я жила и живу за мужем, как за каменной стеной. Когда он писал новый сценарий или когда собирался ставить новый фильм, я знала, что там будет место и для меня. Аура творчества, которая всегда витала, витает и сейчас, серость жизни как-то притупляется и уходит. Несколько лет назад мы стали сотрудничать с итальянским писателем и сценаристом Тонино Гуэрра - это совершенно другой мир, потрясающий!
- Владимир Наумович никогда не говорил: "Все, ничего не получится, надо из кино уходить"?
- Никогда в жизни! У него такой характер - чего бы это ни касалось - чуть только возникнет препятствие, поднимается лавина энергии, которая сметает это препятствие и еще влечет за собой миллион идей. Я, наоборот, сразу завяну, если чуть-чуть что-то не так.
Любовь на производстве
- Как судьба вас свела вместе?
- Мы летели на фестиваль советских фильмов в Югославию. Наумова знала только по книге, мы раньше не встречались, потому что работали на разных киностудиях. Сначала он произвел на меня странное впечатление. Он тогда бросал курить и, сидя рядом, все время мял в руках сигарету. Мял, крошил и выбрасывал, потом брал другую - и то же самое. Я подумала: "Надо же, какие причуды бывают у гениев".
- Вы уже знали его фильмы?
- Конечно. Уже тогда была знаменитая картина "Мир входящему", тогда же закрыли фильм "Скверные анекдоты", и все об этом говорили.
- Как, в конце концов, завязались между вами отношения?
- В нашей делегации был кинорежиссер Марк Семенович Донской с женой. Они очень весело проводили время, потешаясь надо мной. По молодости я имела привычку сильно краснеть, прямо в одну секунду. Они купили игрушку-"хохотунчика" и, когда мы гуляли по Белграду, включали ее (она лежала в кармане у Донского) - и все сразу начинали недоуменно озираться по сторонам, а я тут же покрывалась багровыми пятнами. Мы с Наумовым, в свою очередь, развлекались тем, что ночью будили Донского, стуча в дверь его номера, и убегали, чтобы он нас не застукал. Молодые были, беспечные...
После возвращения в Москву через неделю прилетела югославская делегация кинематографистов, и Володя первый раз мне позвонил. Потом он стал всюду меня с собой водить. Мы пошли на Таганку, где только что начал играть Гамлета Владимир Высоцкий, потом на вечер Евгения Евтушенко. Там я первый раз увидела Александра Александровича Алова, и Володя познакомил меня с ним. Потом Володя познакомил меня с Феллини. Это было в Риме. Мы прилетели всего на два дня, а у Феллини была простуда, но он пообещал, что придет в свой любимый ресторанчик. И мы туда вечером пошли. Вдруг открылась дверь и вошел в черном пальто и вишневом шарфе большой красивый человек, увидел Володю, и они обнялись. Я так много о Феллини знала, что мне казалось, все это я уже когда-то видела. Это было незадолго до смерти Федерико... А вчера вдруг позвонил Володе Франческо Рози. Слышу, Володя зовет дочку: "Наташ, Наташ, иди, помоги по-английски поговорить!" И это очень здорово. Так тепло от этого, так широко, и мир такой большой-большой и дышится легко.
Шведская балконная шпионка
- Вы сразу познакомили Владимира Наумовича со своими родителями?
- Наумов знал их еще со Швеции, где мой папа был послом, а наша киноделегация, в которой были Наумов, Маргарита Володина, Галя Польских, приезжала в Швецию на Неделю советских фильмов. Посол (то есть папа) был обязан дать торжественный прием в честь советской делегации, на который были приглашены все посольства. Это было летом, я гостила у папы, и мне очень хотелось посмотреть на Галю Польских, так как я только что видела фильм "Дикая собака Динго" и была в Галю влюблена. Мне было тринадцать лет. Дом, где жил папа и проводился прием, был старинный, со стеклянным лифтом, и если выйти на угловой балкон, то можно увидеть вход. Но если бы я вышла на балкон, то была бы видна, и мне тогда бы не поздоровилось, поэтому я на пузе пыталась пролезть так, чтобы меня не заметили. И я увидела миллион гостей из разных посольств, дам в шикарных туалетах, но нашу делегацию и Галю я все-таки прозевала. И Наумова соответственно. Была расстроена потом весь вечер ужасно и ни с кем дома не разговаривала.
- Свадьба была у вас широкая, учитывая, что Владимир Наумович человек известный?
- Нет, свадьба была маленькая, дома у мамы в Москве. Был Леонид Генрихович Зорин, он был Володиным свидетелем в загсе, а моим свидетелем был Александр Александрович Алов, прекрасный и очень добрый человек. Были Михаил Ульянов и Сергей Герасимов со своими женами. Папа прилетел поздно вечером из-за границы.
- А потом было свадебное путешествие?
- Не было никакого путешествия, потому что Володя писал сценарий, я снималась у Донского. Так муж сразу разучил меня отдыхать, и с тех пор я отдыхать не умею.
"На меня давить нельзя"
- Вы снимались у мужа в нескольких картинах. Какой он на съемочной площадке?
- Когда я снималась у Герасимова, там было все ясно и четко. С Наумовым совсем по-другому. Это какое-то буйство фантазии, юмора, шуток! У Алова и Наумова был ключ к душе каждого актера. Мне рассказывали, что когда они работали над "Бегом", то сцены с Ульяновым и Евстигнеевым снимались по-разному, потому что один был готов играть сразу, а с другим надо было репетировать. Так было и со мной в первой нашей совместной картине "Легенда о Тиле". На меня давить нельзя, я сразу умолкаю, и Володя немедленно это почувствовал.
- А дома?
- Дома - бесконечные разговоры о кино, уже много лет. Мне всегда было с мужем легко, всегда удобно, и я всегда знала: могу прийти домой в любом настроении и меня там ждут. Если я успела что-то приготовить, значит, успела, если нет, значит, нет. Мне никогда не приходилось прислуживать мужу. Например, он всегда сам ходил на рынок за мясом и сам его в духовке запекал. Я даже так вкусно и не умею, как у него получается, готовить мясо.
- Какие сейчас у вашей семьи творческие планы?
- Владимир Наумович заканчивает картину "Мадонна на асфальте", где в главной роли наша Наташа и Валерий Сторожак. Также там играю я, Армен Джигарханян и сыграл свою последнюю роль Анатолий Ромашин. Готовится еще новый проект - "Источник" по сценарию Тонино Гуэрра, есть еще проект "Римская комедия" - это Рим, первый век, история взаимоотношений власти и художника. Я буду сниматься в этой картине.
- Наташа учится на режиссера, какие у нее планы?
- Когда мы ездили в Италию, она сняла на профессиональную камеру фильм, даже не знаю, как поточнее сказать... Скорее, это эссе. Называется "Туман". Это история об одиночестве, маленькая лирическая зарисовка. У нее там Борис Мессерер, Наумов. Фильм-малютка, странная картина, много в ней каких-то странных поворотов, странных кадров.
- Теперь папа будет сниматься у дочки?
- А почему бы и нет? Наташа снималась маленькая совсем в фильме "Тегеран-43", ей было пять лет. Когда ее привезли в павильон, смотрю, мой ребенок встал, ручки по швам и стоит. Владимир Наумович о чем-то с ней стал разговаривать. А сцена, в которой она должна была участвовать, с жуткой стрельбой - бандиты расстреливают статуи святых, мы просто глохли от всего этого. Репетиции не было, и вот моя тихая Наташка (когда началась съемка, я стояла за камерой и наблюдала, как отлетают осколки от этих огромных, выше человеческого роста, деревянных статуй) встает с кроватки, подходит и делает все то, что ей говорят. Рвется все вокруг, рушится, падает, и она ни на секунду не отвлеклась. Отец ей сказал: "Пока я не скажу стоп, делай, как я сказал". И эта маленькая девочка, которая стеснялась незнакомых людей, стала всерьез играть.
- Подмечено, что за глаза вы называете мужа по фамилии: Наумов. Из этого следует, что его авторитет в вашей семье очень высок. А есть ли у него слабые черты характера, надавив на которые или проманипулировав как-то, вы можете взять над ним верх?
- У меня нет такой необходимости. Все важные решения мы все равно принимаем вместе. Манипулировать моим мужем невозможно, да и не нужно. Мы живем в понимании, и каждый из нас пытается друг друга беречь и идти навстречу друг другу, всячески помогать, насколько это возможно как в быту, так и в работе.