Примерное время чтения: 6 минут
89

Игрушка для "звездных войн"

Судьба космического корабля многоразового использования "Буран" сродни человеческой. Головокружительный взлет, мягкая посадка, овации, награды... А далее астролету не в пример американским "шаттлам" уготована отстойная площадка в парке Горького.

ТЕПЕРЬ, спустя без малого тринадцать лет, всего за сто рублей можно полетать на суперкорабле, попить пивка и заняться космической любовью прямо на борту. Правда, только в рамках виртуального воображения. Как заметил английский журналист ВВС Том Ласик, только русские способны устраивать такие дорогие развлечения. На деньги, истраченные на эту "игрушку", можно было построить "Диснейленды" во многих городах России...

Космос в "ящике"

ТО, ЧТО творилось в секретных лабораториях научно-производственного объединения автоматики и приборостроения (НПО АП), до сих пор окутано пеленой секретности. Основанное в 1946 году выдающимся ученым академиком Николаем Пилюгиным (его имя держалось при жизни в строжайшем секрете), объединение участвовало практически во всех разработках, касавшихся космических полетов. Целый квартал, который занимало НПО на ул. Обручева в столице, называли "ящиком".

Апофеозом работы 5 тыс. человек, 24 докторов наук, более 50 лауреатов премий страны, 8 Героев Соцтруда стал самый амбициозный проект прошлого века - отечественный челнок "Буран". Мой собеседник, бывший генеральный конструктор, а ныне Герой Социалистического Труда, академик Владимир Лапыгин не скрывал досады: "Бурану" досталась незавидная доля. Мы предполагали, что наше детище уйдет на запасной путь после первого же запуска. Однако не думаем, что корабль будет невостребован и станет памятником бесхозяйственности".

- Владимир Лаврентьевич, зачем была создана громоздкая и дорогостоящая система "Энергия" - "Буран"? Чтобы не отстать от американцев?

- Когда космической техникой распоряжаются чиновники, главный результат для них - очередной "исторический" запуск. "Буран" стартовал 15 ноября 1988 года, то есть на стыке двух эпох: "холодной войны" и "потепления"... А научные разработки велись задолго до этого. И американцы не стояли на месте: тратили на технологические разработки СОИ миллиарды долларов. В рамках пресловутой программы СОИ было очень много шума. Особенно вокруг спутников перехватчиков, "блестящих камушков", способных наносить удары в космосе по нашим объектам. В обоюдных действиях было больше идеологии, чем необходимости. Гора родила мышь. Необходимо было найти противоядие. Как раз "Бурану" отводилась стратегическая роль.

- То есть в случае конфликта в космосе "Буран" смог бы повлиять на исход "звездных войн"?

- Этот вопрос - вообще один из больных, надеюсь, останется в области фантастики. И слава Богу! С 70-х годов многоразовые "челноки" стали широко внедряться в практику. Например, корабли системы "шаттл" не во всем оправдывали ожидания своих разработчиков. А взрыв "Челленджера" поверг в шок американцев. Привел к длительному перерыву в полетах. "Буран" по замыслу создателей должен был доставлять и возвращать грузы с орбиты. Не столь экономично, но вполне надежно.

- Что творилось "за кулисами" НПО перед запуском нашего "шаттла"?

- Мы понимали - дело тонкое и не терпит суеты. Стотонный корпус, облицованный жарозащитным материалом, был построен НПО "Молния" в Тушине. Мы же "начинили" его сверхсекретной аппаратурой весом в 2,5 тонны плюс бортовой комплекс управления, который включает в себя четыре цифровые вычислительные машины.

Не могу сказать, что на ученых сильно давила Госкомиссия. Однако министр обороны Д. Ф. Устинов частенько нас навещал со своей свитой. Дотошно интересовался, торопил. Однажды подходит ко мне и спрашивает: "Будет ли отклонение от осевой линии при посадке? Вдруг один из рулей откажет?" Я возьми и ляпни вслух: "Мало что..." Не успел я закончить фразу, как он побледнел: "Ты мне эти шуточки брось!" Упрек был справедливым. На просчет мы просто не имели права.

Нештатная ситуация

- ПО какой причине запланированный старт "Бурана" отложили на Байконуре?

- Действительно, старт был намечен на 29 октября, а комплекс "Энергия" - "Буран" оторвался от Земли лишь 15 ноября. Причин было несколько. Во-первых, за 50 секунд до старта, как говорят специалисты, "на объекте возникла нештатная ситуация". Одна из площадок не до конца отошла от ракеты-носителя. К счастью, автоматическая система не подвела, сработала надежно. Выключила все системы.

Во-вторых, американская пресса после взрыва "Челленджера" много писала, что если взорвется "Энергия" - "Буран" (мы в шутку называли ее "Ромео и Джульетта"), то взрыв этой гигантской массы по энергоемкости будет равен атомному взрыву. Что здесь добавить? Только "Энергия" с полезным грузом достигает 2400 тонн плюс "Буран" 100 тонн с небольшим. Большая часть массы: керосин, жидкий кислород, жидкий водород...

Даже прорабатывался такой вариант: если какие-то неполадки произойдут с "Бураном", его необходимо вывести на низкую одновитковую орбиту и посадить на одном из резервных аэродромов.

К счастью, все обошлось. Выход ракеты-носителя "Энергия" и "Бурана" (по норме вход в атмосферу, развороты-повороты, посадка) - блеск! Даже отклонение от посадочной полосы составило не более 2 метров. Отрапортовали... Надеялись - не в последний раз.

- Вся ваша жизнь связана с ракетно-космической техникой?

- Мне повезло работать с академиками Королевым, Глушко, Барминым, Кузнецовым, Рязанским, Пилюгиным... Великолепная шестерка отечественной космонавтики. Я их считаю своими учителями. Они обыкновенные люди, со своими слабостями, характерами, с юмором. Вспоминаю старт ракеты Р-5 малого радиуса действия (МРД). Дело было зимой 1955 года в Капустином Яре. Ракету заправляем спиртом. Стоит солдат с заправочным шлангом и докладывает: "Спирт идет, а течи нет!" Понятно, в таких случаях шутки, хохот... Один полковник состроил кислую гримасу и вдруг заявляет: "Вот, блин, если бы меня заправили так, как эту ракету, я бы дальше полетел!" На что Сергей Павлович выдал перл: "Заправим, полковник. Только посмотрим, как ты будешь приземляться!"

На стартовой площадке закрепились позывные: "Скорпион-1" - значит, с территории сопредельного государства стартовали самолеты-разведчики. "Скорпион-2" - спутник-разведчик. А "Скорпионом-3" за глаза величали Королева. С Королевым меня многое связывало. Мы спорили до хрипоты, но оставались коллегами и друзьями. Нас объединяла работа.

- Ваше любимое детище "Буран"?

- Их много. Я являюсь главным разработчиком ракеты "Тополь-М". Думаю, за этой модификацией большое будущее. Хотя знаю ее сильные и слабые стороны. Ну а "Буран" пока на запасном пути. Надеюсь, что к проектам кораблей многоразового использования мы еще вернемся. Только техническое решение должно быть не амбициозным, а более экономичным и рациональным. Режет по живому, когда рассказывают, что в парке Горького на обшивке корабля какой-то недоумок написал матерное слово. Понимаю и чувства космонавтов Игоря Волка и Анатолия Левченко, которые тщательно готовились к полетам в космос на наших кораблях многоразового использования. Что горевать, ведь Земля огромна, а Вселенная бесконечна.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно