ВО ВРЕМЯ недавнего чемпионата мира по легкой атлетике в канадском Эдмонтоне местные жители совершенно потрясли россиян своим гостеприимством. Когда наш ходок на 50 километров Николай Матюхин проводил тренировку на одной из городских улочек, для его тренера, засекавшего на солнцепеке время, из одного дома люди вынесли стул и стол, тент, защищающий от палящих лучей, принесли большую бутылку прохладной минеральной воды, чтобы он мог работать в человеческих условиях...
Кошачье везение
Еще до отъезда в Эдмонтон прыгунья тройным Татьяна Лебедева решила чем-нибудь позабавить канадскую публику и привлечь больше внимания к не слишком пока престижному тройному прыжку. У своего модного волгоградского парикмахера она соорудила замысловатую трехцветную прическу, следуя заодно поверью о том, что три цвета приносят кошкам удачу.
На соревнованиях все получилось, как она задумывала, и никто из соперниц не сумел помешать ее лидерству. Последний прыжок, от которого она, уже будучи чемпионкой, хотела отказаться, Татьяна совершила исключительно ради зрителей, возбудившихся в немалой степени и от ее уникальной прически. Лебедева полетела так лихо, что чуть было не установила мировой рекорд. А вечером Татьяна отправилась в район Эдмонтона, где располагаются рестораны и кафе, чтобы с друзьями отпраздновать победу.
- Но куда бы мы ни заходили, на меня мгновенно набрасывались люди с воплем: "Поздравляем!" Мы от испуга сразу выскакивали на улицу и шли в другое, более спокойное место. Однако меня узнавал каждый третий встречный в городе, и, когда на улице за нами увязалась группа шумной молодежи, я решила, что нужно возвращаться домой, - рассказывала совершенно непривычная к славе звезды спортсменка. - Я поняла, что совершила большую ошибку, не надев бейсболки и не спрятав слишком узнаваемую прическу. В отчаянии уже хотела было натянуть себе на голову кофту...
Говорят, что в Волгограде прическа Татьяны после ее триумфа в Эдмонтоне становится самой модной среди местной продвинутой молодежи.
Голод не тетка...
Ни одно из событий на чемпионате мира и рядом не стояло со скандалом вокруг российской бегуньи на средние и длинные дистанции Ольги Егоровой. Читатели, конечно, в курсе этой грязной кампании, организованной против нашей спортсменки, несправедливо обвинявшейся в употреблении допинга. Так вот, канадская пресса, продолжавшая муссировать досужие домыслы, даже сделала эдмонтонцам строгий выговор за то, что те не освистали россиянку, когда та стартовала в полуфинале. А в финале в забеге на 5000 м овация в адрес Егоровой подавила едва слышимый недовольный гул.
Как потом в разговоре со мной рассказала 29-летняя Ольга, если она в своей жизни и сталкивалась с "химией", то это были загадочные ароматы гигантского химкомбината в чувашском Новочебоксарске, которые приходилось вдыхать с детства.
- Благодаря комбинату, - усмехнулась Егорова, - из меня мог получиться какой-то мутант со способностью к быстрому бегу.
- Победа на чемпионате мира - это предел мечтаний спортсменки Егоровой?
- У меня растет дочь, так что здоровый ребенок, здоровые родители, счастье в доме - вот предел моих мечтаний. А спорт - он и есть спорт, тут можно быть первым или последним, и к этому надо относиться философски. Какая, по большому счету, разница, если сам процесс бега приносит удовольствие? Это мое любимое хобби.
- То есть не профессия?
- У меня нет профессии, я домохозяйка.
- Однако и увлеченной бегом домохозяйке необходимы соответствующая экипировка, кроссовки, которые стоят дорого...
- Где-то в 1994 г. стало особенно трудно: катастрофически не хватало денег. Все эти вещи были для нас очень дороги. Но главное - питаться нормально хотелось. Выкарабкивались, как все остальные. Нам в то время очень помог бизнесмен Владимир Ермолаев: года два бескорыстно кормил. Было кафе, куда мы заходили после тренировок и получали возможность нормально поесть.
- Представляете, придешь после тренировки домой, а там нет ничего, кроме картошки. Без мяса бегунам тяжело. После тренировок я иногда была на грани обморока, быстро уставала, появились вялость и апатия. Но благодаря Владимиру Ермолаеву я одолела этот критический период, затем вошла в состав сборной, - вспоминает Егорова.
Нужды будущей чемпионки мира вынудили ее мужа и тренера Николая Анисимова ненадолго покидать семью и отправляться на смертельно опасный заработок - перегонять в Чебоксары машины-иномарки с западной границы. Ольге даже вспоминать об этом не хочется, слишком трудное было время, когда она не знала, вернется ли живым и невредимым Николай из очередной командировки.
А еще она с благодарностью вспоминала в Эдмонтоне свой огород в 15 соток: первые быстрые результаты Ольга показывала благодаря выращенным на нем картошке и морковке, которые вместе с хлебом долгое время составляли основное питание спортсменки.
- Теперь мы приезжаем на свой участок, чтобы на травке поваляться. Люблю посидеть на своей скамеечке, под своей яблоней, на своей траве.