Примерное время чтения: 8 минут
274

КИНОСКАЗКА О ЧЕРТЯХ-ГУСАРАХ

38 лет назад сердца зрителей покорила лихая, веселая, патриотическая музыкальная киносказка Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". Сколько потом из нее "выросло" бравых озорных кинолент о неотразимых чертях-гусарах! Без нудной назидательности, без ложной патетики "Гусарская баллада" будила в зрителях самые светлые чувства - надежду, веру, жертвенность, любовь к Родине, к своим близким. И спустя почти четыре десятилетия эта картина продолжает излучать ту же ауру добра.

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ задумал русский вестерн

"ГУСАРСКАЯ баллада" - моя первая историческая картина и первая экранизация известной пьесы А. Гладкова "Давным-давно". Я не имел права сделать картину хуже пьесы. Сформулировал для себя жанр "Гусарской баллады" как героическую музыкальную комедию с элементами вестерна. Я сразу почувствовал интонацию комедии - ироническую, задорную, где-то бесшабашную и озорную. Герои мне были близки, понятны и симпатичны. Главных персонажей - поручика Ржевского и Шурочку Азарову, веселых, беззаботных, смелых и отважных - играли прекрасные актеры Юрий Яковлев и Лариса Голубкина. Я работал над фильмом с огромным удовольствием. Меня не покидало ощущение, что я его делаю "на одном дыхании". Хотелось поставить "Гусарскую балладу" в вихревом ритме, изысканно, элегантно, в чисто русской, национальной манере.

К сожалению, из-за проволочек со сценарием фильм в производство запустили с опозданием. Только энтузиазм, азартная, дружная атмосфера в творческой группе помогли нам осуществить необычайно трудные в условиях уходящей зимы съемки с армией, кавалерией, пиротехникой, преодолеть сложности с транспортировкой лошадей, с переодеванием больших масс солдат, победить зимнее бездорожье и холод. С приходом же весны началась форменная охота за снегом. Сперва снимали в теневых местах, где сугробы таяли медленнее. Потом пришлось углубиться в леса. В первое время все брались за лопаты, чтобы прикрыть проталины. Затем снег стали подвозить на машинах. Но весна наступала быстрее, чем мы успевали отснять.

Эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось и в помине. Весь двор усадьбы засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу дома покрасили в белый цвет, будто бы она покрыта снегом. На перила балюстрады уложили вату, обсыпанную нафталином. Действие происходило ночью, и оператору Крайненкову вместе с художником удалось обмануть доверчивых зрителей...

ВЛАДИМИР ШИРЯЕВ боялся прыгать с балкона

О СЪЕМКАХ в "Гусарской балладе" у меня остались самые прекрасные воспоминания. Мы все были молодыми, еще не было никаких проблем - все шло как по маслу! Очень весело было репетировать - Эльдар Александрович показывал нам, как нужно работать, на собственном примере.

Мы с Ларисой Голубкиной в одном из эпизодов должны были прыгнуть с балкона. Подбегаем к этому парапету и... видим, что там достаточно высоко для прыжка! Мы останавливаемся. Рязанов кричит: "Ну давайте, давайте!" А мы никак не решимся. Тогда он в сердцах выдал: "Вот молодежь пошла!" - взял и прыгнул сам с этого балкона! Это надо было видеть! Он уже и тогда был достаточно грузным... Лицо у него было цвета мела, но он прыгнул! И после этого мы с Ларисой уже не могли не прыгнуть! Сделали 3 дубля. На 3-м дубле Лариса вывихнула ногу, и съемку пришлось прекратить.

Фехтованию нас учил Володя Балон. "Рубились" мы от души! Но в момент удара чуть замедляли движение руки, чтобы не со всей силы шарахнуть партнера. А Рязанов кричал: "Не останавливайте удар! Рубите по-настоящему!" На что Володя Балон заметил: "Если они будут рубить друг друга по-настоящему, к следующей съемке у вас не останется ни одного целого актера!" После этого нам под бок, под одежду, стали подкладывать специальные деревяшки.

Однажды, когда фильм уже вышел на экраны, мы повезли его в Звездный городок - показать космонавтам. По дороге я спросил у Рязанова: "А как можно оценить мою работу в картине?" Он ответил очень оригинально: "Если в сцене твоей "гибели" в зале раздастся горестный вздох, значит, ты сыграл прекрасно!" Я стал следить за реакцией зала. И этот вздох был! Был даже некий шок. Так я получил объективный ответ на свой вопрос. А буквально месяц назад я шел домой после спектакля "Юнона" и "Авось". Вижу - стоит мужчина и пристально на меня смотрит. Вдруг он выпаливает: "Я вас узнал!" Ну узнал, так узнал. Я кивнул ему, иду дальше, а он мне в спину: "Меня зовут Винсенто Сальгари!" Я опешил: "Боже мой! Неужели меня действительно можно узнать в "Гусарской балладе"? Ведь прошло столько лет!" А он радуется: "Да-да! Конечно же!.." Наверное, это происходит потому, что мы вложили в картину свою радость, свою любовь, свой восторг и жизнелюбие. И она до сих пор смотрится с неослабевающим интересом!

ВЛАДИМИР БАЛОН гусарил за Яковлева

"ЭТОТ фильм был моим первым приглашением в кино. Вся съемочная группа уже была на месте, и я в одиночку добирался до местечка Удино под городом Рогачевом, где проходили съемки. Я тогда совершенно не представлял себе, что такое экспедиция. Ехал в роскошном пальто индивидуального пошива, с "пирожком" на голове и чуть ли не в лакированных туфлях. Вся группа меня встретила в тулупах (было очень холодно), и кто-то спросил: "Что это еще за пижон такой?"

Меня поселили в номер к прекрасному актеру и чудесному человеку Николаю Афанасьевичу Крючкову. Он очень быстро меня принял и называл не иначе как "Рыбка моя золотая!" Дело в том, что, когда заканчивалась водка (зима, холодно, все молодые!), эта "рыбка" вставала на лыжи и в темноте по всем этим впадинам, пригоркам, ухабам летела с пустым рюкзаком за несколько километров в сельпо. Продавщица, как правило, уже спала. Я стучал ей в окошко, загружал полный рюкзак водки и пускался в более опасный обратный путь - не дай Бог упасть с таким грузом! "Рыбка" старалась!

Нас, фехтовальщиков, было несколько человек. Мы попеременно играли то гусаров, то французов. У цирковой труппы Тугановых, тоже занятой в съемках, я учился конным трюкам. Одно удовольствие было свалиться на скаку с лошади в снег! А когда за это удовольствие еще и платили 13 руб.!.. Жили богаче актеров! Мы умоляли Эльдара: "А можно я тут прыгну?.. А можно я свалюсь?.." Нам только успевали выдавать талончики на 13 руб. 50 коп.

Там есть эпизод, когда Шурочка на лошади удирает от французов. Эльдар с оператором снимали это на ходу с машины. После команды: "Мотор! Начали!" - мы с таким энтузиазмом рванули в погоню, что догнали не только лошадь, но и машину. Эльдар только кричал: "Медленней бегите!" Я тогда мало что понимал в кино. Для меня главным было - показать, на что я способен.

Я исполнял трюки за Юру Яковлева - скакал на лошади, фехтовал. Вопрос Рязанова: "А вы можете это?.." - вызывал улыбку, у нас не было никакого ощущения риска, не было мыслей об особых расценках за трюки. И "Актеров Актерычей" тоже не было - все жили безумно дружно!

В доме отдыха, где мы жили, по вечерам устраивались танцы. Конечно же, отдыхающие мечтали потанцевать с живыми артистами. А однажды вечером Юрочка Белов раздобыл лошадь, надел кивер и привел ее прямо на танцверанду. Туда вели ступеньки вниз, и лошадь по ним спокойно сошла и встала прямо посреди танцплощадки, вызвав у кого смех, у кого шок... Но когда ее попытались вывести обратно, ничего не вышло. Она задирала голову и никак не могла пройти в дверь, уже вверх по этим ступенькам. Кончилось тем, что мы вынуждены были разобрать часть веранды, чтобы вывести эту несчастную лошадь.

Лошади были частью нашей жизни! Съемочная площадка находилась в восьми километрах от этого дома отдыха. Мы садились на лошадей и ехали на съемку. Нам разрешалось ехать только шагом, чтобы по дороге не поранить этих прекрасных животных. Мы были уже в костюмах - кто в гусарском мундире, кто во французском, в высоких сапогах-ботфортах. И за обшлагом каждого ботфорта было по бутылке водки. За время, что преодолевали эти 8 км, мы "осваивали" бутылку водки из одного сапога. А вторую - уже в процессе съемки, как и положено настоящим гусарам!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно