Как утверждали классики, статистика знает все. С недавнего времени статистика осведомлена и о числе пользователей Internet, их пристрастиях и демографических данных и даже о том, что они покупают в онлайновых магазинах (on-line - подключенный к линии связи, диалоговый, интерактивный) и сколько тратят на такие покупки. В данном обзоре мы ознакомимся с основными цифрами и фактами, характеризующими современное состояние Internet. И первый вопрос, на который мы попытаемся дать ответ: сколько же в мире пользователей Сети?
Сколько всего пользователей Internet
По состоянию на сентябрь 1999 года общая мировая популяция пользователей Internet насчитывала 201 млн. человек. Из них большее количество приходится на США и Канаду - 1112,4 млн., на втором месте - Европа (47,15 млн.), далее следуют Азиатский и Тихоокеанский регионы (33,61 млн.), Латинская Америка (5,29 млн.), Африканский континент (1,72 млн.) и Ближний Восток (0,88 млн.).
По данным Computer Industry Almanac (www.c-i-a.com), к 2002 году число пользователей Internet увеличится до 490 млн., то есть 79,4 на 1000 человек, а к 2005 году увеличится еще больше - Internet станет доступным каждым 118 из 1000 человек (более 765 млн.). Население 15 ведущих стран будет составлять около 82% всех пользователей в мире. Число пользователей в этих странах показано на рис. 1.
США пока лидируют по числу пользователей Internet - их около 43% от общего числа. К 2002 году ожидается, что в США будет 1/3 всех пользователей, а к 2005 году это число сократится до 27%. Понятно, что такое "сокращение" произойдет за счет того, что увеличится число пользователей в других регионах, а не уменьшится на родине Internet - в США.
Интересно отметить, что, по данным Российского национального института социальных и психологических исследований, в России насчитывается 5,4 млн. пользователей Internet, к концу 2000 года их число возрастет до 7,8 млн. Но к данным по России мы еще вернемся.
Распределение пользователей по языкам
По данным фирмы Global Reach (glreach.com/globstats), занимающейся разработкой электронных словарей и средств он-лайнового перевода, аудитория Internet распределяется по языкам следующим образом (рис. 2).
Европейский пользователь Internet
Согласно последним исследованиям европейской аудитории Internet, проведенным компанией MMXI Europe (www.mmxieurope.com), французские пользователи практически сравнялись с британскими по среднему количеству дней в месяц, проводимых в Internet, - французы проводят в среднем 8,6 дня в месяц, а британцы - 8,8. Французы также стали проводить больше времени в Internet: если в октябре 1999 года средний пользователь тратил на него 189 минут, то в ноябре эта цифра увеличилась до 204 мин.
Среднее время, проведенное европейцами в Internet в марте 2000 года, показано на рис. 3.
Не менее интересным является тот факт, что среди представителей трех европейских стран большой популярностью пользуются американские домены.
Американский пользователь Internet
Агентство РС Data провело в августе 1999 года комплексное исследование американской аудитории Internet. В нем участвовали 1479 респондентов мужского пола (52,6% опрошенных) и 1333 женского (47,4% опрошенных). Ниже приводятся наиболее интересные цифры из данного отчета.
Россия
Для сравнения приведем некоторые цифры по России. Наибольшее число пользователей Internet составляют служащие, так называемые белые воротнички, за ними следуют студенты. Основная часть населения - люди пожилого возраста, безработные, домашние хозяйки и люди с низким достатком - Internet не используют.
Одна четверть пользователей проводит в Сети более 3 часов в неделю, тогда как третья часть тратит на это от 1 до 3 часов еженедельно. Наиболее популярны новостийные сайты (site - узел Internet с размещенными на нем страницами) - 42% посещают их регулярно. 36% посещают научные и образовательные сайты, 32% - сайты, связанные с бизнесом и финансами. Развлекательные сайты посещают 31% пользователей, а 25% обращаются к музыкальным страницам.
Чат (chat - "болтовня", живое общение на специальных страницах в Internet) популярен среди 24% пользователей, 13% посещают эротические сайты и 12% - спортивные. 18% российских пользователей Internet обращаются за информацией о товарах и услугах, онлайновые покупки совершают 8%.
Тенденции среди пользователей.
Данные AOL
America Online (www.aol.com) совместно с Roper Starch провела очередной ежегодный опрос более 1000 американцев, использующих Internet из дома, и попыталась выяснить, почему они пользуются Internet, как Сеть влияет на их жизнь и что они думают по поводу развития Internet.
На первое место среди различных возможных способов использования Internet вышла онлайновая торговля. 42% опрошенных подтвердили, что они регулярно совершают покупки в онлайновых магазинах. По сравнению с 1998 годом число покупателей возросло более чем на 30%. При этом женщин-покупателей стало на 54% больше (24% в 1998 году и 37% в 1999-м).
Пользователи с трехлетним и более опытом чувствуют себя более уверенно по сравнению с теми, кто "живет" в Сети год и менее того. Основные способы использования Internet - получение информации о товарах, локальном досуге, заказ путевок, общение с коллегами, слежение за котировками акций и банковские транзакции.
Исследование показало, что в течение года к числу пользователей добавились американцы старшего возраста и люди с меньшими доходами. Среди "новичков" больше женщин (55%), чем мужчин (45%). 30% новых пользователей Internet имеют высшее образование - они составляют 23% всех пользователей. Средний ежегодный доход новых пользователей составляет 41,250 долл. (в среднем по стране эта цифра равна 38,900 долл.), а наибольший доход среди новых пользователей равен 53,000 долл.
Онлайновый шоппинг является одним из самых популярных способов использования Internet среди опытных пользователей. 37% отметили, что они планируют увеличить объемы покупок через Internet в ближайшие несколько лет. В настоящее время средний опытный пользователь тратит на покупки в среднем 266 долл. за 3 месяца, а новичок - 109 долл.
Еще одна тенденция заключается в том, что пользователи проводят в Internet все больше и больше времени. Для опытных пользователей число часов, проведенных там в неделю, составляет 10,5, для новичков - 6,6. Пользователи, знакомые с Internet более трех лет, в среднем в два раза чаще проверяют котировки акций (47% по сравнению с 24% новичков), участвуют в банковских операциях (23% и 11% соответственно) и продают акции (21% и 6% соответственно).
Среди других тенденций отметим то, что 61% молодых пользователей (от 18 до 24 лет) слушают музыку в режиме анлайн, 41% пользователей заинтересованы в доступе через сотовый телефон или карманный компьютер, 35% интересуются возможностями доступа через Internet-киоски, а около 2/3 опрошенных (64%) хотели бы проверять голосовую почту (voice mail) с помощью компьютера. Среди других применений Internet отметим интерес к онлайновому обучению (69% опрошенных), видеоконференциям (67%), возможности онлайнового голосования (64%) и онлайновой оплаты счетов (55%). 63% молодого населения в возрасте от 9 до 17 лет предпочитают Internet телевидению, а 55% используют Internet для общения вместо телефона. Говоря о младшем поколении, отметим, что они проводят в Сети в среднем 2,8 дня в неделю, тогда как подростки в возрасте от 15 до 17 лет тратят на это 4,5 дня в неделю. Наибольшей популярностью здесь пользуются письма друзьям (59%), онлайновое общение (52%), онлайновые игры (58%) и музыка (76%). Младшие пользователи (9-17 лет) хотели бы посылать и получать графические изображения (78%), загружать музыку (76%), участвовать в видеоконференциях с друзьями (70%) и смотреть мультфильмы и видеоклипы (63%).
Электронные покупки
Internet в России
Итак, вы получили достаточно полную картину того, как Internet выглядит в мире. Теперь давайте посмотрим, что происходит в России. По данным Monitoring.ru (www.monitoring.ru), картина выглядит следующим образом.
Аудитория составляет примерно 6,6 млн. человек в возрасте от 18 лет. При этом 800 тыс. человек проводит в Internet не менее 3 часов в неделю, 1,2 млн. - не менее 1 часа в неделю, а всего регулярно посещают Сеть около 2,8 млн. человек. 18 млн. человек (каждый шестой) получают информацию из Internet либо сами, либо через своих друзей, регулярно посещающих Internet. По прогнозам аудитория Internet в России к концу 2000 года составит 9 млн. человек.
Среди регулярных посетителей 70% - люди моложе 34 лет, в аудитории 39% женщин и 61% мужчин. 63% аудитории - учащиеся, студенты и специалисты с высшим образованием. Более 80% регулярных посетителей имеют высшее или неполное высшее образование. Более половины регулярно посещающих Internet имеют ежемесячный доход выше 800 рублей на человека в семье.
В России 60% пользователей электронной почты посещают Internet, а 47% пользователей Internet используют и электронную почту.
Среди регулярных посетителей Internet используют доступ на работе 57%, дома 27%, у друзей 21%, в учебном заведении 20%. Более миллиона человек в России имеют дома компьютер, телефон и выход в Internet. В России 5 млн. человек имеют дома компьютер и телефон, но не имеют выхода в Internet.
В России аудиторию Internet интересуют прежде всего новости, затем наука и образование, затем развлечения. Те же пристрастия характерны для постоянных посетителей: на первом месте новости, затем наука и образование, потом бизнес и финансы. Каждый пятый из регулярных посетителей Internet считает, что имеет опыт приобретения товаров и услуг через Internet.
Четверть регулярных посетителей Internet живут в Москве либо в Санкт-Петербурге. Среди регулярных посетителей Internet 55% живут в городах численностью менее миллиона человек. В России четверть регулярно посещающих Internet живут в Сибири и на Дальнем Востоке.
А вот данные, опубликованные в рамках исследования Web-вектор фирмы КОМКОН (www.comcon-2.com). В Москве самыми популярными Internet-ресурсами являются поисковые системы и каталоги - они занимают первую пятерку "рейтинг-листа". Среди так называемых тематических сайтов лидирующие позиции занимают "Анекдоты из России" (www.anekdot.ru), "Бесплатные программы для Windows" (www.freeware.ru) и сайт деловых новостей "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru).
Еще один отчет, также подготовленный КОМКОН, - наиболее известные провайдеры (фирмы, предоставляющие услуги Internet).
И еще несколько цифр и фактов. По данным Yandex (www.yandex.ru), русскоязычная российско-ориентированная часть Internet (серверы в доменах su, ru, am, az, by, ge, kg, kz, md, ua, uz) состоит из 145,460 уникальных серверов и 20,585,527 уникальных страниц.
Как подключиться к Internet
На выбор Internet-провайдера - фирмы, предоставляющей доступ в Internet, - влияет множество факторов. Никогда нельзя однозначно сказать, что один провайдер лучше, а другой - хуже. Все зависит от конкретных условий подключения конкретного пользователя. Если речь идет о модемном подключении, то можно с достаточной уверенностью говорить, что лучшим для вас будет тот провайдер, с которым у вас будет устанавливаться наилучшая связь. Это подразумевает возможность осуществления длительного устойчивого модемного соединения на максимально возможной скорости - в идеале 56 Кбит/с. При этом необязательно лучшим будет более крупный провайдер. Более крупный провайдер обычно имеет более широкие каналы доступа к Internet, что само по себе хорошо. Но более крупный провайдер имеет также и большее число клиентов, которые пользуются этими каналами, что может свести на нет кажущееся преимущество.
Чтобы не приобретать услуги доступа в Internet у "провайдера в мешке", надо протестировать качество связи с ним. Если у вас нет модема, то при его выборе можно ориентироваться на марку приемного оборудования провайдера (такие данные они обычно публикуют), а универсальным решением может стать дорогой модем 3Com Courier. Затем надо узнать об условиях пробного доступа. Как правило, потенциальный клиент провайдера дозванивается по известному телефону и вводит временное имя (account name, login) типа guest в появившемся после успешного соединения меню. Убедившись в качестве доступа (узнав типичную скорость соединения, время, затрачиваемое на дозвон (dial-up) и устойчивость соединения, и заключив договор с провайдером, пользователь получает login - имя, которое он будет вводить при входе в Сеть и которое станет частью его электронного адреса (например, ivan, а электронный почтовый адрес будет ivan@provider.ru), и пароль, который в дальнейшем можно поменять самостоятельно. И конечно, выбирая провайдера, обратите внимание на его цены и предлагаемые тарифные планы, которые порой хорошо помогают экономить деньги.
В табл. 4 перечислены некоторые московские провайдеры и некоторые предлагаемые ими услуги. В таблице не указана стоимость первоначального подключения - почти у всех оно бесплатное; максимальная скорость работы через модем - у всех 56 Кбит/с; возможность пробного соединения есть почти у всех, но для его осуществления нужно предварительно связываться с провайдером. Не указана также стоимость повременного доступа, поскольку она сильно зависит от тарифного плана и времени суток. У разных провайдеров стоимость часа работы в дневное время колеблется от 0,7 до 1, 8 долл., в ночное время - от 0 до 0,9 долл. Несмотря на то что цена играет важную роль, не следует сразу ориентироваться на самого дешевого провайдера. За низкую цену вы, возможно, получите и низкое качество услуг, что выразится в медленной скорости работы, трудном дозвоне и неустойчивом соединении.