Примерное время чтения: 11 минут
90

Расторгуев. Комсомольские песни сквозь зубы

"КОЛЯ, попробуй правый нижний винт", - советовал Расторгуеву чемпион России по русской пирамиде Юрий Николаевич Пантелеев. Лидер "Любэ" застыл над сукном с кием в руках. Щелк - и шар, нарушая все физические законы, нырнул в лузу. Если вы ни разу в жизни не брали в руки бильярдный кий, то вам не понять ни страстей, что обуревают играющих, ни тем более терминологии. Расторгуев здесь за своего, потому что давно увлечен бильярдом. И, несмотря на то что относится к этой игре лишь как к забаве, по крайней мере два столичных клуба хранят его персональные кии.

- Помимо бильярда, есть какие-нибудь увлечения? Казино, например?

- Не люблю. На казино можно подсесть, если много лишних денег. У меня лишних нет. Я играл несколько раз, но не "заболел".

Гастроли - это работа

- Гастрольная жизнь тоже относится к категории развлечений?

- Гастроли - это все-таки работа. Хотя при хорошем звуке и свете, когда все складывается удачно и зрители тебя понимают, получаешь огромное удовольствие от выступления.

- А с какого момента сцена стала твоей профессией?

- С ансамбля так называемого "второго эшелона" "Шестеро молодых" - кузницы кадров для "первого эшелона". Потом были ВИА "Лейся, песня", "Рондо" и наконец "Здравствуй, песня", руководителем которого был Матвиенко. Тогда в основном пели песни Вячеслава Добрынина и несколько песен начинающего композитора Игоря Матвиенко.

- Репертуар сильно отличался от нынешнего?

- Конечно. Особенно когда работал в "Шестеро молодых". Там мы пели в основном комсомольские песни, с которыми исколесили кучу разных фестивалей. Однажды на БАМе работали даже в одном концерте с Дином Ридом. Здорово было! Байкал! Романтика!

- Комсомольские песни "чесали" под "фанеру"?

- Никогда в жизни! "Фанера" пошла в перестроечное время.

- Если вы тогда пели живьем, то почему сегодня артисты жалуются на то, что нет нормальной аппаратуры?

- Тогда были другие понятия о качественном звучании. Только когда открыли "железный занавес", мы узнали, что такое нормальный звук. В конце восьмидесятых организаторы концертов не особенно заботились об этом: ставили две колонки, магнитофон и - понеслось! Чуть позже артисты стали потихоньку жаловаться и требовать оборудования. Сейчас проблем с аппаратурой вообще нет, и мы работаем только живьем. Не всегда бывает очень хороший звук, но терпимо.

- Говорят, деньги по тем временам шальные зарабатывали.

- Но в 80-х мы и работали по четыре-пять концертов в день. Особенно ценились выступления под эгидой комсомольских фондов. Это когда организация должна была скинуть деньги и под это дело приглашала артистов. Платили нам без вычетов подоходного и налога за бездетность.

- Неужели комсомольские песни исполнялись искренне?

- Мы вынуждены были это делать. При партийных органах существовали отделы культуры, которые требовали сдачи программы. Ни один коллектив, даже ресторанный, не имел права выступать и выезжать на гастроли, не сдав программу. Поэтому мы готовились очень серьезно. Доходило до смешного: сидят чиновники, выпивают-закусывают, рядом венгерская барная стойка, и бармен в бабочке протирает стаканы. А на сцене ансамбль играет. После выступления обсуждение, во время которого встает чиновник и говорит: "Вроде бы все хорошо, вот только молодой человек на органе очень громко играет". Клавишник пытается объяснить, что этого требует жанр, а руководитель ансамбля обрывает его и, обращаясь к чиновнику: "Хорошо, хорошо, мы приберем звук". При этом все понимали, что люди, сидящие в комиссии, ни хрена не смыслят в музыке. К тому же существовала квота - репертуар на 80% должен был состоять из песен членов Союза композиторов. На концерты инкогнито приезжали эмиссары отделов культуры и следили за этим. Естественно, мы догадывались, кто сидит в зале, тут же перекраивали программу и пели сквозь зубы комсомольские песни.

- Скоро выходит ваш новый альбом - "Полустаночки". На железнодорожную тематику потянуло?

- Что такое полустаночек? Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не впрямую о военной тематике, там нет слова "комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других...

Дружба с кино

- Не так давно вы сняли клип на песню "Солдат" из этого альбома. Она наиболее актуальна?

- И актуальна, и по энергетике, по духу песня получилась неплохая. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат..." В этой песне есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные. Четыре года назад мы хотели сделать клип на песню "Комбат", для чего отсняли кадры учений воздушно-десантного полка. С клипом тогда не получилось, и мы использовали этот материал сейчас.

- Ваша дружба с кинематографом началась с "Зоны "Любэ", продолжилась "На бойком месте". Скоро на экраны выйдет картина "Чек" с твоим участием. Какая роль для тебя наиболее значима?

- Самая серьезная роль - в фильме "На бойком месте". Другое дело - получилось у меня или нет. Но это был громадный опыт.

- В "Чеке" вы снимались в паре с Николаем Фоменко. Как ты оцениваешь его актерский талант?

- Он очень талантливый комедийный артист. И вообще ему легко даются драматические роли, ведь у него театральное образование.

- Хотя он себе подпортил репутацию участием в телепроектах типа "Империя страсти".

- Я так не считаю, и общественное мнение в данном случае меня абсолютно не интересует. Он очень серьезно относится к любому делу.

- Он как-то признался в интервью, что хочет накопить денег и свалить из страны. Тебе близка его позиция?

- Думаю, это он сгоряча. Никуда Коля не свалит - он же истинно русский. И что ему там делать? Ни ему, ни мне нечем там будет заняться. Работать таксистом не хочу. А здесь и у Коли Фоменко, и у меня обширное поле деятельности. Тем более каждый из нас имеет сложившееся имя.

- Говорят, во время съемок "Чека" вы чуть не сорвали какую-то свадьбу?

- Мы снимали один эпизод на берегу Волги, где стоит памятник (не помню, кому). Это то самое место в Ярославле, куда по пятницам и субботам после загса "брачующиеся" валят толпами распивать шампанское. Они приезжают, а тут съемочная группа со всеми юпитерами, камерами и "лихтвагенами". Естественно, мне пришлось "обслужить" свадеб десять - фотографировался.

Если надо, выпиваем

- На гастролях музыканты частенько злоупотребляют алкоголем. Как у вас с этим делом?

- Если надо, выпиваем. Но стараемся делать это так, чтобы не отражалось на концерте. А в свободное время после концерта можно и выпить. Почему нет? Чрезмерное употребление может привести к бытовому алкоголизму. По медицинским понятиям, любой человек, который выпивает хотя бы раз в неделю, уже алкаш. В 80-е годы легко было спиться, тогда пила вся страна, и мы в том числе бухали по-страшному. А что было делать? Все заведения работали до одиннадцати, и вечером некуда было податься. Уснуть сразу после концерта ты не можешь, потому что на взводе. Поэтому и собирались в номере распить бутылочку-другую. Сейчас появилось огромное разнообразие спиртных напитков и открылось столько всяких клубов, что помимо пьянства людям есть чем вечером заняться. Хотя, выходя на сцену, я иногда шучу: "Вы знаете, почему концерт задержали? Потому что все артисты пьяные".

- Говорят, однажды от обильного алкогольного возлияния ты под капельницей лежал?

- Под капельницей, хм. Кто эту информацию распространяет? Мало ли что было, лежал и под капельницей. В городе Самаре было дело, пришлось перенести концерт. Но это было не алкогольное отравление, а сальмонеллез. Тогда я чуть концы не отдал, вырубился сразу. Но бухать так, чтобы срывать концерт, - этого не было.

- А была ли такая история, когда ваш барабанщик работал без палочек?

- Было-было. По-моему, в Свердловске в каком-то "сборняке", который шел под откровенную "фанеру", мы стояли и общались с приятелями. И тут - наш выход. Срочно! Он выбежал к барабану, забыв палочки за кулисами, и начал руками барабанить. Это "Иванушки" рассказывали, что ли? Вообще до фига было забавных моментов. Как-то Михалков - самый младший - снимал нам клип "Ребята с нашего двора". Нужно было снять утреннюю Москву часов в пять утра, когда на улицах никого нет, только поливочные машины проезжают. Мы назначили съемки у ресторана "Эльдорадо", что напротив кинотеатра "Ударник", на субботу в пять утра. А у меня такая проблема с днями недели, что я ход времени воспринимаю только по числам месяца. Короче, вместо субботы приезжаю в пятницу в пять утра. Никого нет, даже поливочных машин. Я, злой как собака, думаю: сейчас устрою разборки. И потом до меня доходит, что сегодня - пятница. Тёма Михалков потом долго смеялся.

- Артисты, не собирающие залов, выживают за счет "заказников". То есть выступают на днях рождения, свадьбах и других торжествах. Вы вроде бы к этой категории музыкантов не относитесь, однако я слышал, частенько участвуете в "заказниках".

- Это нормальная рабочая история. Один раз работали в суперзасекреченном месте где-то под Свердловском - закрытый безымянный город в горах, за десять километров до него уже стоят посты. И вот мне рассказывали: с одной стороны горы люди на лыжах катаются, не подозревая о том, что с другой - вход в секретный бункер. В городе живет только персонал, обслуживающий этот секретный военный объект. Народ даже по грибы не ходит - запрещено. Вот для жителей этого городка мы и пели. По-моему, мы были единственными из артистов, кого туда пригласили.

Она знала, за кого выходит

- Семья на каком месте стоит в твоей жизни?

- Жизнь нельзя так разделять, все настолько переплетено.

- Супруга не обижается, что мало времени уделяешь семье?

- Она знала, за кого выходит замуж, поэтому все понимает.

- И даже не возмущается, что мало времени уделяешь воспитанию сына?

- Почему мало? Я почти всегда дома, за редким исключением. А когда в Москве куда-то еду, то часто беру ее с собой. А если мероприятие происходит днем, то Колька всегда с нами.

- Сколько Николаю Николаевичу лет?

- Шесть будет.

- Такой маленький.

- Уже большой! У меня от первого брака сын, которому 22 года. С ним тоже общаюсь... Старший у меня - серьезный парень: учится в заочном институте и работает менеджером в магазине. Кстати, тоже ходит в бильярдный клуб заниматься к Николаю Митрофановичу Селезневу. Он уже взрослый, у него своя жизнь. Но, если возникают проблемы, я помогаю их решать.

- В сыновьях папины гены сильно проявляются?

- Гена там не участвовал. (Смеется.) Это шутка такая, а то напишешь еще.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно