Николай Дроздов - один из самых долгоиграющих ведущих за всю историю отечественного телевидения. Передачу "В мире животных" он ведет больше тридцати лет подряд, и передача до сих пор пользуется зрительским вниманием. Уже не одно поколение выросло на рассказах Дроздова о животных, а он, снискав множество всевозможных премий и наград как в России, так и за границей, продолжает изо дня в день снимать передачи и делать фильмы про своих любимцев.
- Николай Николаевич, сколько у вас призов?
- Я первым из ведущих нашего телевидения получил телеприз "Золотой Орфей", потом стал телеакадемиком. Но задолго до московской ТЭФИ мне была вручена международная премия "Калинга". Она вручается за популяризацию науки уже 455 лет, и только пятеро наших соотечественников обладатели этой награды. А еще раньше в Бристоле за фильм "Царство русского медведя", созданный вместе с английским биологом Дэвидом Аттенборо, я был удостоен премии "Золотая панда", которую еще называют Зеленым Оскаром. И еще я автор двадцати книг и один из пятнадцати консультантов Генерального секретаря ООН по экологии. Совершил два кругосветных путешествия на научных судах и был в сотне экспедиций. Недавно защитил докторскую.
- Ваша страсть к животным передалась от родителей?
- Моя мама была врачом. Отец - биохимик, профессор, занимался палеонтологией, зоологией, ботаникой. В детстве я мечтал стать кентавром и просил отца сделать мне соответствующую операцию. "Сначала верхом научись", - ответил отец. С 12 лет работал табунщиком и в седле держусь крепко. Поступил на биофак университета, но очень скоро его бросил и решил выучиться на портного. У меня был глухонемой учитель по фамилии Фридман, на выпускной экзамен я представил искусно сшитое пальто и получил седьмой разряд вместо обычного третьего. Меня ждала карьера закройщика, но вдруг, узнал, что в пединституте преподает мой кумир, профессор Банников. Я поступил на биофак института и затем перевелся в университет.
- Все ли животные платят вам любовью?
- "Наука - это способ удовлетворения любопытства за счет государства", а за счет телевидения я удовлетворяю свою страсть к разного рода путешествиям. Однажды медведь палец прокусил, а бинтоваться некогда было. Ловил в Таджикистане здоровущую гюрзу, она вырывается, бьется, а бросить нельзя - идет съемка. А ведь от яда гюрзы даже сыворотка - вещь ненадежная. В Африке нос к носу столкнулся с носорогом, еле успел за машину спрятаться, но зато удался крупный план. И с крокодилами пришлось сталкиваться, пришлось одному даже палкой зубы выбить. Я научный консультант и должен знать всё и про змею, и про крокодила, и про паука, знать их образ жизни, что они любят и чего терпеть не могут. Сейчас в биологии царит специализация: кто рыбами занимается, кто птицами, а мне надо знать все обо всех.
- Почти все фильмы про животных озвучиваете исключительно вы...
- Передача складывается из коротких сюжетов, и моя задача слить текст с изображением воедино, в плавный и выразительный рассказ. А англоязычные фильмы я дублирую на слух, через наушники, и не просто перевожу, а добавляю собственные комментарии. Увидел на экране птицу - тут же определил ее вид и рассказал о повадках.
- Вас, наверное, на каждом шагу поклонники останавливают?
- Я напрочь лишен признаков "звездной болезни". Из дома в "Останкино" обычно езжу на метро, благо по "прямой ветке". Реакция окружающих бывает разная, в основном все здороваются. Но на интервью иду охотно, но совсем не для славы, просто понимаю, что людям надо помочь сделать их дело.