Примерное время чтения: 6 минут
271

Два голоса - одна судьба

Уже много лет не существует такого, чтобы поклонники, скажем, оперного искусства разделились на два лагеря. Причем не на поборников традиций и защитников новаторства, а по привязанностям к кумирам-певцам. Однако с полвека назад вся Москва, а то и вся страна, знала о соперничестве и состязании двух больших групп любителей оперы: "козловцев" и "лемешисток". Речь идет о страстных поклонниках, а точнее, поклонницах двух величайших солистов-теноров Большого театра: Ивана Семеновича Козловского и Сергея Яковлевича Лемешева. Сейчас таких отчаянных фанатиков объединяют, разве что, футбольные клубы. И сразу ощущается разница - спортивная игра часто плодит толпу хулиганов, а изящное высокое искусство даже соперников оставляет милыми восторженными людьми. Так что же за личности вызывали у поклонников оперы такой ажиотаж? Познакомимся с артистами поближе.

Иван Козловский: добрый, но резкий


В общем и целом биографии и судьбы обоих выдающихся певцов весьма похожи. И это естественно, ведь жили и творили они свое искусство в одну эпоху, в одной стране, в одном театре. И голосами были схожи - оба теноры, правда, Лемешев был лирическим тенором, и роли с Козловским они делили редко.

Родился Иван Семенович Козловский в марте 1900 года в украинском селе неподалеку от Киева. В селе пели все, с детства Козловский запомнил массу народных песен. А когда подрос, то обнаружил у себя красивый голос и отличный музыкальный слух. Перед самой революцией, в 1916 году, будущая звезда Большого театра начинает обучаться вокалу в Киевском музыкально-драматическом институте.

В 1919 году Козловский ушел добровольцем в Красную армию, служил в Полтаве, там же стал петь в спектаклях местного театра. Тут его приметил дирижер из Харьковской оперы и пригласил к себе. А еще через год Козловский оказался в оперном театре Свердловска, где окончательно состоялся как артист и даже получил всесоюзное признание. А на сцену Большого он вышел впервые почти как в театральных легендах: прямо во время спектакля "Евгений Онегин" почувствовал себя плохо великий Собинов, и Козловскому предложили допеть партию Ленского в тот же вечер. Это произошло в 1926 году. После чего Козловский успешно проработал в Большом двенадцать лет, пока не поссорился с руководством театра, и его изгнали из прославленного коллектива.

Здесь надо сказать, что Козловский был одним из любимых артистов Сталина. Певца нередко приглашали в Кремль на банкеты и концерты. Как-то на таком сборище из-за стола понеслись просьбы: "Арию!.. Романс!.. Народную песню!.." И тут вмешался Сталин: "Нельзя покушаться на свободу художника. Товарищ Козловский хочет спеть "Я помню чудное мгновенье". Разумеется, певец немедленно исполнил этот романс. А однажды, когда Козловского среди ночи привезли в Кремль, чтобы он пел вождю "Сулико", оказалось, что у артиста болит горло. Тогда Сталин позвал Берию и они дуэтом спели "Сулико" сами. Причем, по словам Козловского, пели неплохо.

И вот, в течение двух лет, когда Козловский оказался вне Большого театра, ему довелось опять попасть в Кремль. Он пел для вождя арию Герцога: "Сердце красавицы склонно к измене". По просьбе Сталина спел арию два раза подряд. Довольный хозяин Кремля дал Козловскому орден Ленина, звание народного артиста и приказал снова взять в Большой театр на выгоднейших условиях.

Лучшие партии артиста в Большом - юродивый ("Борис Годунов"), Лоэнгрин ("Лоэнгрин"), Ленский ("Евгений Онегин"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Владимир ("Князь Игорь")...

Иван Семенович Козловский был очень добрым человеком. В его московской квартире постоянно жили какие-то знакомые, дальние родственники, земляки. Он добился, чтобы в его родном селе был создан детский симфонический оркестр. Помогал сделать карьеру начинающим артистам. Он очень много выступал с концертами в самых отдаленных уголках страны. Но характер у певца был сложный - срезкими перепадами настроения. Однако окружавшие артиста люди всегда любили и уважали его.

Умер Иван Семенович Козловский совсем недавно, уже в новые времена - в декабре 1993 года.

Сергей Лемешев: легкий, но скромный


Родился этот замечательный артист тоже в деревне - в Тверской губернии, в июле 1902 года. Сейчас музыкальная общественность как раз отмечает его столетний юбилей. Семья была очень бедной, и маленький Сережа с детства ловил для домашнего стола рыбу, собирал грибы и ягоды. В лесу, будучи один, он пел. А весной 1914 года мальчика отправили в Петербург обучаться сапожному ремеслу.

Когда началась революция и гражданская война, Лемешев снова вернулся в деревню, а зимой 1919 года пришел в Тверь, потому что прочитал в газете объявление о концерте в городском клубе. Руководитель клуба послушал начинающего певца и разрешил ему выступить на концерте. Так состоялся первый выход на сцену будущего знаменитого артиста.

Потом он окончил Московскую консерваторию, некоторое время пел в Свердловском оперном театре, примерно в те же годы, когда там выступал и Козловский. А весной 1931 года состоялся дебют Лемешева на сцене Большого театра. На экраны вышла картина "Музыкальная история", в которой Сергей Лемешев сыграл главную роль. С той поры он стал кумиром миллионов.

Несмотря на толпы поклонниц, в личной жизни артист был довольно скромен. После первого брака он женился второй раз и прожил со второй супругой до самой смерти. Был период, когда Лемешев выпивал, но алкоголиком не стал. Характер у него был общительный, веселый и дружелюбный.

Как и Козловский, Сергей Лемешев часто записывался на грампластинки, выступал на радио, гастролировал с концертами по всей стране. Оба этих великих артиста были поистине всенародными любимцами. В ноябре 1965 года Лемешев спел на сцене Большого театра партию Ленского в 500-й раз.

Умер выдающийся артист в июне 1977 года, не дожив до своего дня рождения две недели. Записи его голоса, воспоминания и легенды о нем остаются и по сей день.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно