Когда в первые десятилетия ХХ века грамзапись и радио стали повсеместным явлением, понадобилась музыка для масс - и не для торжественных случаев, а на каждый день. Такая музыка появилась и к середине века получила окончательное название "эстрадная". Многим казалось, что это несерьезное искусство, что оно не требует большого таланта и мастерства, что жизнь эстрадным номерам отпущена короткая. И это была ошибка. Причем очень большая.
Сейчас исследователи по крупицам восстанавливают историю нашей эстрады, биографии и судьбы ее сверкающих неугасимых звезд, разыскивают старые записи. Потому что, оказывается, эта музыка живет и поныне, и следовательно, не угасает интерес к ее творцам.
Михаил Александрович
Он родился накануне Первой мировой войны в Латвии, которая принадлежала тогда Российской империи, в еврейской семье мелких сельских торговцев. Отец будущего певца был музыкантом-самоучкой, играл на скрипке. Он быстро понял, что у маленького Миши огромные музыкальные способности. В 1921 году семья переезжает в большой город Ригу, и Михаила отдают учиться в Народную еврейскую консерваторию. А еще через два года состоялось первое выступление девятилетнего мальчика перед публикой, которое было с восторгом отмечено в местной прессе.
В 20-е годы совсем еще юный Михаил гастролирует по Прибалтике, дает концерты в Польше и Германии, исполняя песни, романсы и оперные арии на многих языках. В период ломки голоса он перестал петь и обучался игре на скрипке. А в 30-е годы служил кантором (певчим) в синагогах Каунаса, Риги, английского Манчестера, одновременно выступая на сцене оперных театров и на эстраде.
После присоединения Прибалтики к Советскому Союзу певец начинает работать только на эстраде. У него вышло 70 пластинок общим тиражом в два миллиона экземпляров. Особенно прославило Михаила Александровича исполнение неаполитанских песен, которые он пел и по-русски. В начале 70-х годов он уезжает с семьей в Израиль, его записи в СССР изымаются, имя Михаила Александровича предано запрету и умолчанию. Только во время "перестройки" ему довелось вновь посетить Советский Союз с концертами. В последнее время Михаил Давыдович Александрович живет в Германии.
Георгий Виноградов
Очень жаль, что ушло с эстрады время красивых профессиональных голосов, когда артист мог исполнять и незатейливые популярные песенки, и романсы, и народные песни, и арии из опер и оперетт. Причем исполнять на высоком уровне. Многие ждут таких вокалистов. Иначе не объяснить неиссякаемый интерес публики к старым мастерам эстрады.
Вот, например, Георгий Павлович Виноградов, начинавший свою карьеру еще в 30-е годы прошлого века. Окончив музыкальный техникум в Казани, он учился затем в оперной студии при Московской консерватории. Его прекрасный лирический тенор вполне мог бы звучать на лучших оперных сценах, но Виноградов предпочел эстраду. Правда, он принял участие в записи нескольких оперных спектаклей на радио: "Франческа да Римини" (Паоло), "Дон Жуан" (Дон Оттавио), "Манон" (Де Грие).
С радио связано начало карьеры Георгия Виноградова. Всю войну он пел в армейских ансамблях. После войны работал во Всероссийском гастрольно-концертном объединении. Подобно многим звездам советской эстрады в послевоенные годы Виноградов не вписался в новую моду, и его имя уже ничего не говорило стильной молодежи 50-70 гг. И только редкие ценители музыки недавнего прошлого знали: номера Георгия Виноградова - золотой фонд нашей эстрады.
Вспомним замечательные довоенные танго "Ваш портрет" и "Мне бесконечно жаль", фокстроты "Сядь со мною рядом" и "Спокойной ночи", песни военных лет: "Эх, дороги", "Катюша", "На солнечной поляночке"... Георгий Виноградов был первым исполнителем таких неувядающих хитов, как "Школьный вальс" и "Хороши весной в саду цветочки". А еще он оставил нам в наследство большое количество великолепно исполненных арий из опер, старинных романсов, русских народных песен.
Он умер в безвестности осенью 1980 года в Москве. После этого прошел всего десяток лет, и песни Георгия Виноградова зазвучали вновь. На этот раз, чтобы уже никогда не затихать.
Капитолина Лазаренко
У нее на всю жизнь остался какой-то жизнерадостный девический голос: "Ты помнишь, было нам 16 лет?". Может быть, потому, что впервые она начала петь перед публикой совсем в юном возрасте, сразу после окончания музыкальной школы. Звали ее тогда Капитолина Шаманова, она жила в Махачкале, шел 1943 год. Она выступала в кинотеатрах между сеансами - была тогда такая традиция.
Ее заметили в местных музыкальных кругах и пригласили на работу в Дагестанский радиокомитет. Но тут приехал на гастроли Литовский джаз, базирующийся в Москве (Литва была еще оккупирована немцами). Девушку пригласили петь в этот коллектив, и она получила свое второе сценическое имя - псевдоним Кити Шиманская. В столице она не теряла времени зря, сочетая выступления на эстраде с занятиями музыкой в Гнесинском училище.
В начале и середине 50-х годов на нашей эстраде началось обновление репертуара и стиля. В моду вошли американизированные и околоджазовые аранжировки. И тут весьма пришелся кстати звонкий, темпераментный, пронзительный голос Капитолины Лазаренко (это фамилия ее мужа - боевого генерала). Под новым именем певицу наконец узнали и полюбили на всех просторах нашей родины.
На одном из концертов ее услышал Леонид Утесов и позвал работать к себе в оркестр. Свою первую пластинку Капитолина Лазаренко выпустила с этим прославленным коллективом. Уже закончилась безумная "борьба с космополитизмом" и можно было снова исполнять с эстрады зарубежный репертуар. И хотя Лазаренко пела массу современных советских песен, произведения военных лет, но успех ей принесли зарубежные шлягеры: "Гитана", "Чико-чико", "Бесаме мучо" и, конечно же, ставший буквально культовым "Вишневый сад". Она исполняла эту песню на двух языках - русском ("Как хорошо, когда вишневый сад бросает ласковую тень") и польском. Хотя эта песня ("Вишни и яблони все в цвету") была сочинена в Америке и быстро вошла в разряд "латиноамериканских". У нас же эта милая песенка навсегда останется как номер Капы - Капитолины Лазаренко. "И улыбался нам весь белый свет в весенний день".
Ружена Сикора
Ее отец был известным оперным певцом и мечтал, чтобы его дочь Ружена стала пианисткой, поэтому девочка с пятилетнего возраста начала обучаться игре на фортепьяно. Однако Ружена хотела петь. И в музыкальное училище поступила на вокальное отделение. Причем петь она хотела эстрадные песни, джаз. На гастролях в Баку она познакомилась с руководителем самого известного советского джаз-оркестра 30-х годов Александром Цфасманом. Он пригласил ее солисткой и даже согласился подождать, пока юная певица окончит музучилище.
Ее первые концерты с оркестром Цфасмана в Москве прошли в мае 1941 года. Публика приняла Ружену Сикору хорошо. Но тут началась война, и свой талант артистка понесла на фронт. В эти годы складывается ее репертуар, появляются знаменитые номера: "Однажды вечером, вечером, вечером", американская шуточная песенка про матросов в клешах, позже - "Вот солдаты идут", "До новой встречи, милый друг, до новой встречи", "Огоньки", "Тихий рабочий поселок"... Не перечесть, сколько замечательных песен исполнила Ружена Владимировна Сикора.
Недавно радиостанция "Эхо Москвы" посвятила певице одну из передач. Ружена Владимировна в прямом эфире вспоминала о своей интересной творческой судьбе. В 1968 году в Новороссийске (откуда она родом) был заложен контейнер с обращением к потомкам, вскрыть который полагается в 2017 году. Среди прочего в контейнер была вложена пластинка с записью "Новороссийского вальса" в исполнении Ружены Сикоры. Думается, что через 15 лет, когда пластинка будет извлечена на свет, ее послушают с удовольствием, как и другие песни прекрасной певицы.