Примерное время чтения: 7 минут
2018

Виктор Мережко: самый богатый сценарист

Досье "ТГ": Родился 22 июля 1937 года в хуторе Ольгенфельд Александровского района Ростовской области. В 1961 году окончил Львовский полиграфический институт по специальности "инженер-технолог". Проработал три года в издательстве "Молот" (Ростов-на-Дону). В 1968 году закончил сценарный факультет ВГИКа, специальность - кинодраматург. Всего по сценариям Мережко поставлено более 45 фильмов, а также 15 пьес на сцене театров. Имеет звание заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат государственной премии СССР 1986 года за фильм "Полеты во сне и наяву". Президент Российской киноакадемии "Ника". Председатель правления Дома кино. Президент фестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок".

- Вам "казачьи" гены в жизни больше помогали или, наоборот, мешали?

- Дело в том, что я в этой жизни прожил пять жизней и все - разные. Первая - детство, юность, работа грузчиком леса в Архангельской области. Вторая - Львовский полиграфический институт и студенческие годы. Третья - работа инженером-технологом в крупнейшем издательстве "Молот" в Ростове. Четвертая - это ВГИК и первая (и единственная!) женитьба на красивой девочке из Ростова Тамаре, которая была на десять лет меня моложе. Она, подарив мне двух детей Машу и Ваню, и была для меня лучшей женщиной и женой до самого своего последнего вздоха. Пять лет назад ее не стало. Никого лучше ее я в жизни больше не встретил и вряд ли встречу. Поэтому холост и предпочитаю семейную жизнь с детьми, а не с женщинами. Это пятый отрезок жизни, который я сейчас и проживаю.

- Женились вы, кажется, еще будучи студентом ВГИКа. И не на перспективной москвичке, с квартирой, пропиской и связями, а "себе во вред" - отправились на Дон свататься к казачке...

- На втором курсе я поехал в Ростов и сделал предложение Тамаре. Я ее до этого очень долго обхаживал, но все впустую - она любила другого. А тут разлюбила и сразу ответила мне согласием. Мы тут же в Ростове и поженились. В тот момент она училась на биофаке университета и долго не соглашалась ехать со мной в Москву: какое-то время она продолжала учебу в Ростове, а потом перевелась на заочное отделение, и я забрал ее в столицу.

- Но брать-то вам ее в Москву было некуда...

- Именно! Я закончил ВГИК, а у меня - ни паспорта, ни прописки! У паспорта вышел срок, его надо менять, а менять негде - так как студенческая временная прописка в Москве закончилась, другой прописки нет. Жилья нет, денег нет... Мне никак нельзя было уезжать из Москвы: я четко знал, что в противном случае моя карьера киношника не состоится. Я даже в Ленинград отказывался ехать, хотя были варианты. А вот сценарии свои всюду старался пристроить. Я жил в долг, но слава Богу, он мне послал очень добрую и щедрую тещу, которая нам очень сильно помогала.

- Что, и квартиру в итоге "сделала"?

- Два года я болтался без прописки и жилья, но потом сложным деликатным путем, о котором не хотелось бы говорить, мне удалось получить прописку.

- Что-то вроде брака фиктивного?

- Да, что-то вроде этого. Тогда мой друг свел меня с неким Борисом Ивановичем, я заплатил тысячу рублей (бешеные по тем временам деньги!), чтобы меня всунули в кооперативный дом у черта на куличках в Теплом стане, где нам досталась однокомнатная квартира. Нашему счастью не было предела! И вот результат этого счастья: в 1973 году родилась дочь Маша, а в 82-м - сын Ваня. Я много писал, заключал договоры с киностудиями, по моим сценариям вовсю снимались фильмы. В итоге я стал самым богатым киносценаристом. Нет, наверное, все же вторым по богатству - богаче меня был только Володарский. К моменту, когда у всего советского народа сгорели деньги в сберкассах, у меня на книжке точно так же полыхнули синим пламенем 157 тысяч рублей.

- За семнадцать лет работы на ТВ вам пришлось хлебнуть козней по полной программе. Начиная с еще советской "Кинопанорамы", которую вы уселись вести в заграничном джинсовом костюме. Или Государственная премия СССР за сценарий к "Полетам во сне и наяву" от 1986 года (а в том же году вы и стали ведущим на ЦТ) служила вам абсолютной "охранной грамотой"?

- Премию дали вдогонку - фильм вышел в 1983 году. А на ЦТ я появился сначала в качестве автора и ведущего программы "Шок". А толчком к приглашению меня на ЦТ послужило то, что я написал в газету ЦК КПСС "Советская культура" крайне острую по тем временам статью "Не понимаю!" с критикой окружающей жизни и быта: хамят в магазинах и все такое прочее. Статья в органе ЦК имела большой резонанс, и мне сразу позвонили из Главной редакции пропаганды ЦТ с предложением делать злободневную программу. "Шоку" поначалу дали зеленую улицу, несмотря на то что мы скрытой камерой снимали все тогдашние язвы: повсеместное хамство, якобы не существующих у нас проституток, пассажиров на вокзалах, которые голыми жопами неделями сидят на цементном полу и не могут уехать. Мы старались сделать шок, показать все унижение людей, живущих в нашей стране. Немудрено, что на четвертом выпуске "Шок" запретили. Примерно через полгода из Редакции кинопрограмм ЦТ позвонила редактор Ирена Лесневская (теперь у нее свое собственное Рен-ТВ) и предложила попробоваться в качестве ведущего "Кинопанорамы". Должен признаться, что реакция телезрителей, сильно привыкших к ведущему "Кинопанорамы" Эльдару Рязанову, была поначалу чудовищной: шквал звонков и писем на ЦТ с требованием "убрать этого джинсового Мережко и вернуть Рязанова". Но вернуть Рязанова было невозможно: на ЦТ у него произошел какой-то конфликт аж с самим Председателем Гостелерадио СССР и он громко хлопнул дверью. Реакция же теленачальства была не лучше: уберите эту бородатую морду, пусть побреется, оденется по-человечески в костюм и галстук. Насчет же моего джинсового костюма я высказал руководству киноредакции, что если я им не нравлюсь такой, то пусть они идут в задницу: я ничего вести не буду. Я ведь был совершенно независим от них и к этой своей работе телеведущего относился как к игрушке и забаве. Весь первый год меня пытались выгнать, но в итоге я вел "Кинопанораму" целых семь лет. А ведь изначально знал, что начать вести "Кинопанораму" - это обрести кучу недругов среди киношников.

- И что, обрели?

- Безусловно. Того пригласил, этого не пригласил - и начинается! Что-то неаккуратно сказал в эфире: человек на всю жизнь обиделся. Хотя большая часть публики киношной ко мне нормально относится.

- Накануне конкурса за "шестую" кнопку в своих многочисленных интервью вы и Сергей Москвин говорили о том, что просто не сомневаетесь в победе. Что вам давало такую уверенность и почему получился "пролет"?

- Уверенность нам давала поддержка "Лукойла". Но на определенном вираже борьбы, как я понимаю, Кремль попросил "Лукойл" отступиться от шестого канала. Кремль решил сыграть в другую игру, и мы имеем сегодня то, что имеем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно