Табаков - личность фантастическая. Он так долго и плодотворно играет и снимается, руководит и учит и так много успевает совмещать сегодня, что диву даешься. А глядя насколько сильны организаторские способности и деловая хватка, думаешь: как же сей бизнесмен вечерами идет на сцену и преображается в Сальери ("Амадей") или Луку ("На дне"), а днем рулит двумя театрами и институтом?
Сегодня
Казалось бы, все уже есть и все сыграно за долгие годы карьеры. Но Табаков активно задействован в театре, и только что прошла пре-мьера сложной пьесы "Копенгаген" с его участием. А играет он действительно блистательно. И главное, видно, что получает от работы настоящее удовольствие. А еще он ставит спектакли как режиссер, хотя свои работы оценивает скромно. Олег Павлович снимается в кино и в больших и маленьких ролях. Озвучивает мультики. Кто же не помнит Матроскина? На сегодня, как известно, возглавляет два театра: "Табакерку" - родное детище, имени себя, и легендарный МХАТ имени А. Чехова. Последний он за несколько лет вычистил, откорректировал, пригласил новые лица, выпустил кучу премьер, вернул зрителей в зал. Хозяйственные способности и хорошее умение чувствовать потребности времени как всегда не подвели. При этом есть еще студенты - он ректор Школы-студии МХАТ, студия в Америке, где, как известно, почитают систему Станиславского. А еще Табаков - член Совета по культуре при Президенте РФ. При этом он дед трех внуков, отец малолетнего сына Павлуши и муж молодой красивой Марины Зудиной. Не плохо для мужчины 67 лет?
Детство
Родился он 17 августа 1935 года в г. Саратове, в семье врачей - Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов. Раннее детство провел с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушел на фронт, возглавив военно-санитарный поезд ≤ 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале. После войны родители расстались. Олег учился в мужской средней школе ≤ 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950-1953) в театральном кружке "Молодая гвардия" Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей "крестной матерью" в профессии для ста шестидесяти актеров.
Молодость
В 1953 году Олег поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме "Саша вступает в жизнь" режиссера Михаила Швейцера.
В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актеров, преобразовавшуюся впоследствии в театр "Современник". Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, "Современник" стал одновременно и "...подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актере, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас", и "новым организмом, по сути дела взрывающим МХАТ изнутри... Вполне закономерно, что МХАТ не принял и не вобрал в себя Студию молодых актеров, что, может быть, было одной из трагических ошибок этого театра..." "Современник" стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле "Вечно живые" стала его первой работой в театре.
Артист, директор
С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом "Современника". Его роли в спектаклях "Голый король", "Три желания", "Всегда в продаже", "Обыкновенная история" снискали невероятный успех. Одновременно с этим Табаков - один из наиболеее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра "Чиногерны клуб", Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле "Ревизор". Оглушительный успех за границей окончательно утвердил "звездный" статус тридцатитрехлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса. В 1970 году, после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра и одновременно с этим способствует утверждению Галины Волчек на должность главного режиссера театра "Современник". Директорство Табакова продолжалось шесть лет и принесло театру немало пользы.
Наставник молодых
В 1974 году Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя еще одну ношу: обучать молодых актерскому ремеслу. Собрав команду единомышленников, Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников и отобрал всего 49 человек. В этом "драмкружке", располагавшемся во Дворце пионеров им. Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привел из своего "драмкружка". Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в Институте театрального искусства. Табаковским "первенцам" достались и чтение "запрещенной" литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям все свое свободное время.
"Табакерка"
В декабре 1976 года Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыги-на, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал "Табакерка".
В 1978 году состоялась премьера "подвала" - спектакль "С весной я вернусь к тебе". Затем были "Две стрелы", "Прощай, Маугли!", "Белоснежка и семь гномов", "Страсти по Варваре". Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре "подвал" стал известен не только в Москве. Однако официального статуса театру не дали. С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в "Табакерке" по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли "Записки сумасшедшего", "Жак-фаталист", "Случай в зоопарке". Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль "Пролетарская мельница счастья", сорванный однажды из-за неявки не отпущенной с "основного места работы" актрисы. Жизнь подвала замерла. В самое тяжелое для себя время, в период "запрета на профессию", Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль "Две стрелы". 1982 год - Табаков набирает новый актерский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра. В 1986 году - начал работать театр под управлением Олега Табакова, в простонародье "Табакерка"... Сам мэтр все эти годы продолжал работать в качестве артиста на сцене МХАТа имени Чехова и возглавил Школу-студию.
Сон, скорость и книги
Как же человек с такой занятостью и включенностью в жизнь отдыхает? Честно признается, отдыхает в постели: хороший сон -главный источник сил. А расслабляется на сиденье автомобиля - очень любит водить автомобиль, это занятие доставляет артисту сплошное удовольствие, особенно быстрая езда. Все как у Николая Васильевича Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" И что особенно важно для Табакова - это чтение, одно из главных средств отдыха. Несколько книг, составляющих релаксацию души, всегда есть под рукой.