В России не первый год раскручивается традиция проведения всяческих балов. Очень уж это слово-то привлекательное - бал... Называют им даже вполне обыкновенные концерты, и корпоративные вечеринки, когда гостей развлекает массовик-затейник (по-новорусски - аниматор), а в середине зала резвятся нанятые артисты. Хозяева же с картонными тарелочками и вилочками взирают, жуя, на это, непонятной жанровой принадлежности действо. Да, слово это - бал - удивительно привлекательное, но всегда ли теперь, во вспоминающей свое богатое бальное прошлое России, мы употребляем его не всуе, а по существу? Вряд ли...
Обратимся же к истокам.
Бал был всегда: и в жару, и в холода...
Первоначальные познания о том, что такое бал, мы получаем из первого тома "Войны и мира" и из последнего акта спектакля "Горе от ума". Вообще, какая классическая литература без описания бала, какой спектакль без такового! Там плетутся заговоры ("Маскарад" Лермонтова и "Бал-маскарад" Верди), начинаются любовные романы ("Анна Каренина") и бросаются вызовы на дуэль (роман в стихах и опера "Евгений Онегин").
К настоящему балу готовятся несколько недель, если вы приглашены в качестве гостя, и несколько месяцев, если вы устраиваете его у себя. Мероприятие это было недешевым ("Давал три бала ежегодно и разорился наконец..."). Поведение на балу регламентировали строгие правила.
Девушек начинали вывозить в свет в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. На свой первый бал девушка надевала простое белое платье с поясом из розовой или голубой ленты. Сильно декольтироваться было не принято - это было прерогативой замужних дам. Прическа у девицы должна была быть простой, с маргариткой или розовым бутоном - никаких взбитых, тем более, искусственных волос.
О том, что чувствовал на своем первом балу молодой человек, в литературе упоминается мало, а правила хорошего тона требовали от него безупречности во всем - и в одежде, и в манерах. На балу все мужчины должны быть любезными кавалерами и ловкими танцорами, не наступающими на подолы дам. (Вот, кто придумал мини-юбки - неуклюжие плясуны!!!). Приглашенный на бал молодой человек должен был прежде всего станцевать с хозяйкой дома или ее дочерью, потом с теми дамами, в чьих домах он принят, и только потом уже - со всеми остальными.
На балу благонравная девица находилась подле матери или той взрослой дамы, с которой прибыла. Танцующая девушка была обязана принимать приглашения всех кавалеров. Если она желала пропустить танец по причине усталости, то не должна была принимать других приглашений, чтобы не прослыть невоспитанной или легкомысленной. То же касалось и обещания танцевать с одним, но принять приглашение другого. (Помните, с чего началась ссора Ленского с Онегиным и, главное, чем она закончилась?..)
На балу хозяин дома и его сыновья обязаны были протанцевать со всеми танцующими дамами. То есть умение хорошо танцевать было просто необходимо для поддержания соответствующего, как сказали бы теперь, имиджа. Непременный мужской костюм для танцев - фрак: обязательны также белые перчатки - дабы не касаться голыми руками декольтированных мест, скажем, спины - такая вот тонкость...
Считалось, что лучше, если девушка танцует со знакомыми, или же кавалера представляет ей хозяин дома. Без официального представления девушке можно было принять приглашение от мужчин в офицерских или штатских мундирах - некогда мундир гарантировал и воспитание, и благородство его хозяина. Не приглашенная девица не должна была выказывать неудовольствия, а вот в обязанности хозяйки дома как раз входило тактично доставлять кавалеров незаметным дамам и девицам. Как-то за такую работу взялся Пьер Безухов. Если б он этого не сделал, то роман "Война и мир" был бы значительно короче и скучнее.
Правила светской жизни советовали не умеющим танцевать вообще отказаться от посещения балов (заметим это на будущее!), дабы не быть в тягость хозяевам, которые могли бы подумать, что они скверно принимают гостей, и дабы не мешать всеобщему веселью. Для не танцующих существовали рауты - приемы без танцев. Хотя и для них на балу были развлечения: концерт, карточная игра, ужин, наконец.
А был ли бал? И чем он взял?
В сущности, практически у каждого из нас в жизни был хоть один бал - выпускной. Конец июня каждого года - время всероссийского бала старшеклассников. Для большинства россиян он оказывается не только первым, но и последним, и если запоминается, то только потому, что отделяет детство от взрослой жизни.
Операторам телевидения выпадает на это время нелегкая задача - снять для репортажа ну хоть немного, хоть кусочек чего-то, действительно напоминающего бал. Вместо этого в кадр попадают переминающиеся с ноги на ногу смущенные девушки с бокалами и не знающие, куда девать руки, юноши. Выпускное торжество превратилось в соревнование родительских кошельков - кто купит для дочки платье пошикарнее. Последняя тенденция - прощаться со школой прогулкой по Москве-реке, но там балом вовсе не пахнет. Словом, на современных выпускных балах танцев нет. Так, разве пара подскоков на месте. Однако...
В этом году, едва отшумел в Гостином дворе "Бал дебютанток" - в основном, завидных невест от сырьевой отрасли, как состоялся бал в Пушкинском музее на Пречистенке. В "Новостях культуры" на одноименном телеканале его назвали "традиционным", так как он проводился аж в третий раз. Гостями бала были также усиленно жевавшие "дебютантки" и светские персоны разной степени узнаваемости - к примеру, художник и историк по костюмам А. Васильев, драматург и телезвезда Э. Радзинский.
Щедро бросались на обширные подносы "пятисотки" и "тысячные" благотворительных взносов, вот только снова ни одного кадра танцев бедняга-оператор отснять не смог - только виды беседующей под звуки полонеза публики.
Да, не танцуют у нас на балах, не танцуют. У нас на балах тусуются... Что очень печально и саднит душу дорогостоящей, но жалкой фальшью.
А балы уже гремят! Словно двести лет назад
Однако есть место, где балы даются регулярно, по всем бальным правилам и под живую музыку. На них по специальным приглашениям являются дамы в длинных платьях и кавалеры в... нет, до фраков дело пока не дошло.
Участники этих балов - старшеклассники и студенты, и шить на заказ такую дорогую вещь, как фрак, неразумно - они еще растут, да и пап-мам с не страдающими от хронической дистрофии бумажниками у этих ребят, как правило, нет. С девочками легче - платья для этих балов шьются таким образом, чтобы его можно было надеть не один раз и не для одной танцорки. Но обо всем по порядку.
Эти балы, числом уже десять, проходят в подмосковных Больших Вяземах, что в часе езды по Белорусской дороге. Здесь, в одном из красивейших уголков Одинцовского района, в гостевом флигеле дворца князей Голицыных и проводятся эти балы, называемые "Как 200 лет назад".
Идея бала - это немало
Идея проведения балов по старинным правилам давно зрела в уме Натальи Борисовой, то время заместителя директора и хореографа Центра детского творчества, что функционирует с 1998 года по соседству с Большими Вяземами, в селе Захарово, где когда-то "произрастало" будущее "солнце русской поэзии" Саша Пушкин.
Она сказала самой себе (и директору Государственного историко-литературного музея-заповедника Б. Вяземы - Захарово А.М. Рязанову): "Я знаю, как это сделать!" и без промедления приступила к организации первого бала, новогоднего.
"Царица голосом и взором свой пышный оживляет пир"
Но надо все же постараться, чтоб вас пустили в этот мир
Наталья Борисова начала подготовку бала с обучения будущих гостей. Она обзвонила несколько школ Одинцовского района, нашла желающих принять участие в первом бале и стала ездить по этим школам, обучая старшеклассников танцам. За 4-6 репетиций Н. Борисова смогла научить старшеклассников азам танцевальной программы пушкинской поры - полонезу, польке, контрдансу, котильону, фарандоле, вальсу и прочим. Пришлось ей по ходу дела подлатывать недостатки школьной программы по литературе и истории, рассказывая о том, как вели себя в обществе современники Пушкина, играть и роль преподавателя хороших манер - классной дамы или, как теперь говорят, имиджмейкера.
Натальи бал - как девятый вал!
На первом балу в декабре 2000 года, прошедшем с оглушительным успехом, было около сорока гостей. С тех пор балы проходят посезонно - осенний, зимний и в этом году - первый весенний. Летних балов по традиции не проводится: лето - сезон не бальный. Хотя, возможно, в наше время появятся новые традиции.
Действо начинается с гардероба. Раз за балами закрепилось название "Как 200 лет назад", то и моду эпохи соблюдать приходится, возможно, не так скрупулезно, но длинное платье - будь любезна. Молодым людям разрешают, даже рекомендуют, приходить просто в белых рубашках и галстуках-бабочках - чтобы не запариться от танцев. Сможешь достать белые перчатки - совсем хорошо. Можно повязать и бант в цвет платья своей дамы - это очень галантно-элегантно.
Сложнее с обувью. Балы проходят на втором этаже старинного здания, по сути, в действующем музее. Помните тряпочные бахилы, которые нас заставляют надевать при входе в музей, чтобы не повредить паркетные полы? Обязательный ящик с этой амуницией есть и в Вяземском дворце, но до танцев в этих "приспособлениях" на балах, конечно, не доходит. Просто девушек просят не надевать шпилек на металлическом каблуке. Кстати, в самом начале позапрошлого века таких и не было.
Весь бал проходит под художественным управлением Натальи Николаевны. Она объявляет танец, называет фигуры (по-французски, разумеется), ведет концертную программу и, конечно, присматривает за тем, чтобы никто не сидел - "У нас зрителей нет, у нас танцуют". В целом, это некоторое отступление от правил - балами обычно руководили танцмейстеры-мужчины. Помните телеграфиста Ятя из экранизации чеховской "Свадьбы"? "Мсье, ангаже вотр дам!" - это оно и есть, руководство балом. Когда-то об этом прекрасно знали даже в небогатом разночинском кругу...
Танец следует за танцем. Для отдыха проводятся конкурсы, например, конкурс причесок. Или модное у салонных завсегдатаев развлечение - живые картины, иллюстрирующие произведения великого русского поэта. Заработать приз можно и не прилагая особых усилий - просто потому, что твое имя и отчество совпало с именем пушкинского героя (все знают, отчество сестер Лариных?).
Наташи Ростовы - к балу готовы!
С каждым годом гостей на балах "У Натальи Николаевны" бывает все больше, появились завсегдатаи. Количество приглашенных уже приходится ограничивать, и даже не из-за того, что зал маловат для танцев на пятьдесят пар. Приходится отказывать постоянным участникам, потому что столько еще Наташ Ростовых с нетерпением ждут своего первого бала! Поэтому, вероятно, учащиеся Вяземской гимназии, несколько раз побывавшие на балу у Натальи Николаевны, уже в самом начале сезона 2003 года, в октябре, провели свой собственный бал - по тем же, двухсотлетней давности правилам.
Москва и Подмосковье отнюдь не бедны дворцами и особняками, где можно было бы регулярно проводить настоящие балы, залы которых просто ждут, когда их наполнят голоса разодетых гостей, послышится звук оркестра... И начнутся танцы, танцы, танцы...
Январь без бала - и год без начала
Кстати, не надо думать, что балы в Большевяземском дворце это утренник для тинэйджеров. Это почему-то в России "танцевальный" период в жизни человека заканчивался лет в двадцать. Гости на балы приезжают самые разные. Больше, конечно, молодежи, но, поверьте, по разным углам "возрастные" группы не разбегались, а танцевали вперемешку, тем более, что самым большим успехом у гостей балов "Как 200 лет назад" пользуются танцы с "секретом". Например, танец "с цветком", не важно, что это - полька, вальс... К сидящему в конце зала с цветком в руке танцору подходят два претендента противоположного пола и приглашают на танец. Сидящий одному отдает цветок, а с другим идет танцевать, и теперь уже получивший "переходящий приз" ждет приглашения. Ждать долго не приходится, и в три секунды в зале не остается ни одного не танцующего.
Любимый танец Больших Вязем - это южно-французская фарандола, фигурный незамкнутый хоровод. Им, обычно, по просьбам гостей и заканчивается каждый бал.